Смекни!
smekni.com

Мыслители России о дарвинизме. Н. Г. Чернышевский (стр. 1 из 5)

Мыслители России о дарвинизме. Н. Г. Чернышевский

Волобуева Т.И.

Прежде чем говорить об отношении писателя к дарвинизму, приведем краткую биографическую справку о нем[1].

Родился Николай Гаврилович 12 июня 1828 года в Саратове в священнической семье. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович был хорошо образованным человеком. Но самыми замечательными качествами в Гаврииле Ивановиче были удивительная доброта и благородство, сочетающиеся с высокой нравственностью и верой. По воспоминаниям современников доброта, чистота души, глубокая порядочность перешли и к его сыну, Николаю.

Получив прекрасное домашнее образование, Николай Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию, где проучился два учебных года (1842-1845). В 1846г. он поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета, окончив его в 1850г. со степенью кандидата.

По окончании Университета Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии (1851-1853). В конце 1853г. перешел на службу учителем русского языка во 2-й кадетский корпус, где проработал около года. В этом же 1853 году началась литературная деятельность Николая Гаврииловича в «Отечественных записках», а потом в «Современнике», посвященная главным образом критике и истории литературы.

В 1855 Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности».

Параллельно с журналистской деятельностью Чернышевский изучал экономические теории. И с конца 1857 начала 1858 годов оставив критическое направление, посвящает свои исследования политической экономии. Экономическая теория Чернышевского многими признается вершиной домарксистской экономической мысли.

После закрытия в мае 1862г. «Современника» в июне Н. Чернышевский был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Как известно, в одиночном заключении был написан роман о жизни «разумных эгоистов» «Что делать?» (1862-63).

В 1864 году писателя осудили на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. И после обряда гражданской казни на Мытинской площади (19 мая 1864) Николая Гаврииловича отправили в Нерчинскую каторгу (Кадайский рудник; в 1866 переведен в Александровский завод). По отбытии срока каторжных работ в 1871г. Чернышевский переходил в разряд поселенцев, имеющих право на выбор места жительства. Но в результате интриг графа П.А. Шувалова, бывшим в то время шефом жандармов, был вынужден поселиться в Вилюйском остроге.

В 1883 году благодаря ходатайству министра внутренних дел графа Д.А. Толстого Чернышевский был переведен в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Ушел из жизни Чернышевский 17 октября 1889 года в Саратове.

Вся сознательная жизнь Чернышевского была сосредоточена на научно-литературных занятиях. И его можно без натяжки отнести к типу честно мыслящих ученых, ищущих истину. Он не приспосабливался к модным или общепринятым воззрениям своего времени, имея свою точку зрения, не изменял ее в угоду кому-либо или ради каких-то сомнительных интересов. Неслучайно поэтому его труды сохраняют актуальность и в наше время.

Писательская деятельность не прекращалась и в ссылке. К сожалению, все там написанное он уничтожал. Вернувшись из ссылки, Николай Гавриилович возобновил публичную литературную деятельность.

Так, за год до смерти Чернышевский написал статью «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь», напечатанную в журнале «Русская мысль» под псевдонимом «Старый трансформист». Работа эта обращала на себя внимание удивительно скептическим отношением как к самому Ч. Дарвину, так и к его учению. И представляла собой аргументированное разъяснение неправомерности смешения понятий эволюция и дарвинизм, а также абсурдность стремления доказать обусловленность эволюции «исключительно борьбой за существование, которая будто бы всегда благодетельна, всегда ведет к прогрессу». Кроме того, в статье приводятся подробности об истории выхода в свет «Происхождения видов» Дарвина, о теории Мальтуса и искажении ее Дарвином. Интересны замечания о методе работы Дарвина: согласно Чернышевскому, методология английского ученого не соответствовала поставленным им задачам. Есть в статье и рассуждения о причинах наблюдаемой популярности дарвинизма. Заслуживает внимания характеристика личности Дарвина, данная Чернышевским.

Приведенные ниже выдержки из этой статьи представлены по тексту журнальной публикации[2].

«Вредно или полезно вредное? – вопрос, как видите головоломный. Потому ошибиться в выборе между двумя решениями его очень легко.

Этим объясняется то, что почтенные авторы трактатов, предисловие к которым пишу я, держаться теории благотворительности так называемой борьбы за жизнь.

Своим основанием они имеют мысль блистательную в логическом отношении: «Вредное полезно».

В каком отношении к фактам неизбежно должна находиться теория, основанная на нелепости? Выводы из нелепости нелепы; их отношение к фактам – непримиримое противоречие.

Теория благотворительности борьбы за жизнь противоречит всем фактам каждого отдела науки, к которому прилагается, и, в частности, с особенной резкостью противоречит всем фактам тех отделов ботаники и зоологии, для которых была придумана и из которых расползлась по наукам о человеческой жизни.

Она противоречит смыслу всех разумных житейских трудов человека и, в частности, с особенной резкостью противоречит смыслу всех фактов сельского хозяйства, начиная с первых забот дикарей об охранении прирученных ими животных от страданий голода и других бедствий и с первых усилий их разрыхлять заостренными палками почву для посева», - так начинает свою статью Н. Г. Чернышевский.

Согласно Чернышевскому учение Дарвина «имеет публицистический характер. Для правильного понимания произведений публицистики надобно знать исторические обстоятельства, при которых возникли они, и политические мотивы, которыми они порождены».

Как известно, идею о борьбе за существование Ч. Дарвин заимствовал у английского священника Т. Мальтуса (1766-1834), изложенную им в «Трактате о принципе размножения населения». Работа эта была написана с целью защиты существующей в то время политической системы Англии и оправдания системы отказа от каких бы то ни было реформ. Чернышевский отмечал, что история создания теории Мальтуса и выполняемых ею задач была забыта экономистами следующих поколений. При изложении теории стала передаваться только аргументация, «служившая Мальтусу подготовкой вывода, а вывод, в котором вся сущность дела, оставляется без упоминания. Этот вывод – тот, какой был надобен … Мальтус рассудил, что защиту отказа в реформах должно отделить от вопроса о том, хороши или дурны существующие английские учреждения, что единственная возможность оправдать политику господствующей партии дается безусловным отрицанием полезности улучшения государственного устройства, независимо от того, хорошо или дурно оно. Он и приискал аргументацию, дающую надобный вывод». Аргументация хорошо известна – это идея о геометрической прогрессии размножения всех живых организмов. В результате такого неограниченного размножения, количество живых существ каждого вида достигает такой величины, при которой количество пищи становится недостаточным для пропитания всех. В результате некоторые особи погибают либо просто от голода, либо от болезней, возникающих от недостатка питания, или других последствий недоедания. Уцелевшие существа продолжают размножаться, а значит, продолжается и процесс гибели определенной их части. Подобное замечание относится и к людям, в частности основной массе народа Англии. А, следовательно, и «причина нищеты и ее последствий, пороков и преступлений в Англии и подобных ей странах - нерассудительность массы народа в деле размножения. Из этого следует, что […] нищета и последствия нищеты не могут быть прекращены ничем, кроме замены нерассудительности массы народа в деле размножения рассудительностью. Никакие перемены в политических учреждениях такой страны не могут иметь влияния на судьбу народа в ее экономическом отношении. Как бы дурны ни были учреждения такой страны, нищета и последствия нищеты в ней происходят не от них, а от нерассудительности ее народа в деле размножения, и замена дурных учреждений хорошими не может улучшить судьбу ее народа, пока он остается нерассудителен в деле размножения, поэтому в такой стране политические реформы бесполезны».

Естественно Мальтус прекрасно понимал, что существующее политическое и экономическое положение страны не хорошо, но, по его мнению, оно все равно должно сохраняться.

«Потому-то, аргументация Мальтуса и обрывается на том звене, к которому удобно прицепить желанный вывод: «реформы бесполезны».

Но ведь нерассудительность людей проявляется и в других важных житейских делах. И всякая нерассудительность ведет к ухудшению здоровья, нищете, порокам и т.п. Поэтому при исследовании нищеты и ее последствий надо бы говорить не только о нерассудительности в деле размножения, но обо всех ее видах, но это было неудобно для Мальтуса, потому что некоторые виды нерассудительности (лень, тщеславие, властолюбие и пр.) находятся в очевидной зависимости от политической системы государства.

Таким образом, Мальтусу надо было оправдать правящую политическую партию, для этого он выставил один из видов нерассудительности ответственным за все существующее зло, производимое суммой всей нерассудительности, и оборвал свою аргументацию на половине пути к правильному выводу, чтобы заменить его фальшивым. Но в основании этой слишком узкой и не доведенной до конца аргументации он взял верную мысль: когда люди не сдерживают силой разума силу размножения, они размножаются до такой степени, что количество пищи становится недостаточным для удовлетворительного пропитания всем.