Смекни!
smekni.com

История рода Демидовых (стр. 2 из 10)

Никита Демидов по своему быстрому обогащению давно возбудил вожделения фискалов и они не раз хотели прижать бывшего кузнеца, обвиняя его в том, что он утаивает железо, не платит пошлин и слишком дорого ставит припасы в казну. В это время (1715 г.) потребовался большой заказ на Адмиралтейство. Царь, ввиду доносов на Демидова, поручил князю Василию Владимировичу Долгорукому исследование по этому делу и приказал сравнить цены других подрядчиков на демидовскими. Оказалась, что многие изделия поставлялись вдвое дешевле и не нашлось ни одного, которое стоило бы дороже.

Интересно привести здесь справку о стоимости в то время железа и изделий. До Демидова подрядчики ставили железо в казну по 60-75 коп. за пуд; шведское стоило 90 коп., а по объявлении войны дошло до 3 рублей за пуд и даже по этой нельзя было его достать; шинное поставлялось по 90 коп. Никита же поставлял разные сорта железа по средней цене 50 коп. пуд. Бомбы, пушки и ядра поставлялись по 20-25 копеек за пуд. Эти дешёвые цены Демидова, помимо доставленных ему громадных льгот при жаловании заводами, объяснялись, конечно, и тем, что прежний кузнец, будучи сам работником, изучил в совершенстве заводскую технику на практике.

-Заводы, яко малое детище, требуют ухода за ними и хозяйского глаза,- говорил Никита.

Но это «малое детище» дало возможность когда-то бедному тульскому кузнецу преподнести в 1715 году «на зубок» родившемуся царевичу Петру Петровичу, кроме драгоценных вещей и великолепных сибирских мехов, 100 тысяч тогдашних рублей.

Кроме постройки новых и расширения старых железных заводов, Демидовым пришлось заботиться и о лучших способах доставки в далёкую Москву и новую столицу своих изделий. Дороги в этом крае, во многих местах которого только впервые ступала нога человека, были убийственны. Демидовы привели их в порядок, так что путешествовавшие впоследствии по Уралу академик Гмелин и известный учёный Паллас находили, что нигде не было таких хороших сухопутных дорог, как демидовские, проложённые, казалось в самых непроходимых местах.

Герб Демидовых

Неутомимо отыскивая рудные месторождения, Демидовы вскоре нашли и медную руду за рекой Выей, близ Тагильского завода, у Магнитной горы, где и было дозволено берг-коллегией в 1721 году построить завод. Развивая свою деятельность, Демидовы не бросали того, что могло быть им полезно и что в качестве «раритета» могло бы удовлетворить их любознательность, начинавшую уже обнаруживаться у новых богачей. Так, они старались о разработке асбеста, или горного льна, месторождение которого (Шелковая гора) было открыто близ Невьянского, на реке Тагил.

Демидов Акинфий Демидович

Деми́дов Аки́нфий Ники́тич (1678 — 5 августа 1745) — русский предприниматель из династии Демидовых, сын Никиты Демидова, основатель горнозаводской промышленности на Алтае.

Биография

Участвовал в строительстве и управлении уральскими заводами ещё при жизни отца. Он унаследовал от отца деловую хватку, был глубоким знатоком горнозаводского хозяйства, предприимчивым деятелем, умевшим ловко маневрировать среди придворных вельмож и добиваться для себя исключительных привилегий, в том числе чина действительного статского советника.

Акинфий Демидов продолжал развивать инфраструктуру между своими заводами, расчищать речные пути, прокладывать дороги, строил новые заводы, в три раза расширив свои владения. Основывая новые заводы, он преследовал не только личные, но и государственные и общенародные интересы. Так, первая в России косная фабрика на Среднем Урале была построена им "для славы Российской империи и всенародной пользы". Помимо традиционных железа, чугуна и меди, он начал добычу и обработку малахита и магнита, а также асбеста, или горного льна.

Хотя он построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий, главным делом для него был Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам. Это предприятие существует и сегодня. В 1725 году здесь была пущена первая домна, в то время крупнейшая в мире.

С открытием на Алтае полиметаллических руд Акинфий Демидов получил разрешение и монопольное право на строительство здесь рудников и заводов. Он основал несколько поселений по глухим местам вплоть до Колывани, и в 1729 году Колывано-Воскресенский завод на реке Локтевке выдал первый металл. В 1740-1744 годах был построен Барнаульский сереброплавильный завод, хорошо оборудованный для того времени.

Добыча меди не давала много прибыли, так как расходы на производство и транспортировку были слишком велики. Но Демидов открыл знаменитые алтайские рудники, где добывались золото и серебро. Его люди нашли серебряную руду в 1736 году. Несколько лет месторождения разрабатывали тайно, не извещая об этом правительство. По некоторым сведениям, на Алтае у Демидова были секретные мастерские, где чеканились золотые и серебряные монеты.

При Акинфии Никитиче хозяйство династии достигло зенита. О процветании его заводов можно судить по росту выплавки чугуна: если в 1766 году она составляла 392 тысячи пудов, то к концу столетия достигла 734 тысячи. В то время нижнетагильская группа заводов превысила по размерам производства все заводы, принадлежавшие Демидовым. Успехам способствовал новый подъём железоделательного производства в России второй половины этого столетия из-за повышенного экспорта металла в Англию. Только у Демидовых за полвека продукция чугуна выросла почти в пять раз. К концу жизни Акинфий Никитич имел 25 заводов, на которых было занято 23755 душ мужского пола.

Как и его отец, Акинфий Демидов пытался использовать связи для получения исключительных прав или дополнительной выгоды. Он заручился поддержкой императорского фаворита Бирона, давая ему огромные денежные займы. Но, несмотря на его посредничество, предложение Демидова уплачивать казне всю подушную подать за уступку ему всех солеварен и повышение продажных цен на соль было отвергнуто.

В 1726 г. Акинфий Демидов вместе с братьями и нисходящим потомством был возведён в потомственное дворянское достоинство по Нижнему Новгороду "с привилегией против других дворян ни в какие службы не выбирать и не употреблять".

Акинфий Никитич – создатель первой в России эталонной коллекции руд и минералов. Её ядром являлся минеральный кабинет немецкого химика и металлурга Иоганна Фридрика Генкеля, купленный во Фрайберге и пополненный образцами Уральских и Сибирских руд. После смерти Акинфия Демидова коллекция поступила в Московский университет.

Акинфий Никитич Демидов умер 5 августа 1745 года, так и не побывав ни разу на Алтае.

Конфликт из-за наследства

С именем Акинфия Никитича связан серьёзный конфликт в семье Демидовых. Дело в том, что в своём завещании, написанном под влиянием второй жены Ефимьи Ивановны Пальцевой, все заводы и большую часть капиталов он оставил своему младшему сыну от второго брака, Никите Акинфиевичу (1724-1789). Старшим сыновьям Прокофию Акинфиевичу (1710-1786) и Григорию Акинфиевичу (1715-1761) были завещаны соляные копи и земельные владения в Казанской, Калужской, Нижегородской, Ярославской и Вологодской губерниях, но это было совсем не то, на что они надеялись. По этому поводу Прокофий Акинфиевич, жалуясь на отца, писал графу Михаилу Илларионовичу Воронцову:

«Учинил мой родитель между братьями разделение, которого от света не слыхано и во всех государствах того не имеется и что натуре противно. А именно пожаловал мне только из движимого и недвижимого 5000 рублей и более ничего, не только чем пожаловать, но и посуду всю обобрал и в одних рубахах спустил… Имею пропитание довольное, однако своего жаль».

Обиженные старшие сыновья подали прошение императрице Елизавете Петровне, в котором заявили о своём непризнании воли отца. По их требованию, одобренному императрицей, генерал-фельдмаршал Бутурлин произвёл новый раздел имущества в соответствии с наследственным правом того времени, когда определёнными преимуществами пользовались именно старшие сыновья. По указу Берг-коллегии громаднейший "акинфиевский" промышленный комплекс был разделён между его сыновьями почти поровну на три части: Прокофию досталась Невьянская часть с пятью заводами и три нижегородских завода; Григорию – Ревдинская часть с тремя заводами, четыре завода в Приуралье и Тульский завод; Никите – Нижнетагильская часть с шестью заводами. Эпоха огромной демидовской империи закончилась.

Все алтайские рудники и заводы со всеми землями и работниками поступили в ведение Кабинета Её Императорского Величества (наследникам, правда, было выдано определённое вознаграждение). Найденное здесь серебро по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны было использовано для изготовления раки св. Александра Невского в Петербурге. В 1746 году алтайские рудники Демидовых поступили в казну.

Акинфий (Иакинф) Никитич Демидов - основатель металлургических предприятий на Алтае, в т.ч. Барнаульскогл меде-, сереброплавильного завода. Сын знаменитого тульского оружейника Никиты Демидовича Антуфьева (Демидова), род. в Туле. Имел трех сыновей и дочь: от первого брака (с Е.Т. Коробковой) -- сыновей Прокопия (род. 1710) и Григория (род. 1715), от второго (с Е.И. Пальцевой) - сына Никиту (род. в 1724) и дочь Евфимию. Именно с Акинфия Никитича начинается могущество рода Демидовых. В 1702 Никита Антуфьев получил на Урале от государства Невьянский железоделат. завод. Поскольку сам он был занят в Туле, то отправил на Урал своего ст. сына Акинфия. Невьянский завод стал местом постоянного пребывания Акинфия Никитича, он ведал всеми делами по "сибирским" заводам. Но полноправным владельцем их стал только после смерти отца в 1725. 16 февраля 1726 Демидов получил от Берг-коллегии разрешение на развитие горно-металлургического производства в Томском и Кузнецком уездах, где его людьми были обнаружены богатейшие месторождения медных руд. 24 марта 1726 в ознаменование заслуг перед Отечеством Акинфий Никитич, его братья и наследники были возведены "по Нижнему Новгороду в дворянство". Новому роду был пожалован фамильный герб, на котором изображались символы горного дела - молот и рудоискательские лозы. Первый на Алтае вододействующий Колывано-Воскресенский завод был построен в 1728-29. Он располагался на берегу р. Белой, недалеко от основных месторождений и предназначался для выплавки меди. Для сбережения лесов руды переплавлялись только до получения полуфабриката - "черной" меди, которую затем для окончательной очистки перевозили на Урал. Помимо всего этого, Акинфием (Иакинфием) начата добыча и обработка гранита, а также порфиров и яшм, которыми так славятся Алтайские горы. У потомков Акинфия имелись драгоценные коллекции всевозможных представителей горного дела и неоценимые по своей редкости и научному интересу «раритеты», как, например, громадные (до 24 фунтов) самородки платины.