Смекни!
smekni.com

Тула оружейная (стр. 1 из 4)

Введение

Данное методическое пособие можно использовать для проведения экскурсии по Тульскому Музею Оружия, так как оно содержит всю необходимую информацию об истории создания музея, экспонатах, представленных в нем и истории их появления. Главный объект исследования – экспозиция музея. Экскурсия рассчитана на приезжих студентов и преподавателей.

1 Цели экскурсии

Рассказать экскурсантам об истории создания музея;

Предоставить информацию о возникновении экспонатов музея;

Дать экскурсантам исчерпывающую информацию об экспозиции музея.

2 Общие методические рекомендации по проведению экскурсии

Основу данной экскурсии составляет информация об экспозиции Тульского Музея Оружия. Экскурсоводу необходимо провести экскурсию в достаточно легкой и доступной форме, сподвигнув группу к изучению представленной темы самостоятельно. Экскурсовод должен удерживать внимание экскурсантов на протяжении всей экскурсии, во многом ему поможет использование таких методов, как анализ, синтез, метод аналогии и конкретно-исторический метод.

Применяя метод аналогии, и в показе, и в рассказе можно обратить внимание экскурсантов на сходство/различие рассматриваемых объектов, на единство времени различных событий, территориальную близость мест, где они происходили.

В отдельных случаях полезным может оказаться и обращение к конкретно-историческому методу. Обычно под ним понимают такую последовательность шагов, при которой происходит восхождение от абстрактного к конкретному. Данный метод предполагает движение мысли к целостному воспроизведению предмета в сознании человека.

Время, потраченное экскурсоводом на рассказ, должно быть значительно меньше общей продолжительности экскурсии. Все, о чем в экскурсии идет речь, должно быть отражено в зрительном ряде – только таким способом можно представить картину прошлого или настоящего достаточно наглядно.

Содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа должны быть взаимосвязаны. Эти понятия связаны с вопросами: о чем сказать, как сказать и с какой целью. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые не воспринимаются при помощи органов зрения.

Важной задачей рассказа является определение, характеристика, толкование предмета, о котором пойдет речь. Определение предмета в экскурсионном рассказе должно быть ясным, соразмерным, непротиворечивым, не должно строиться на отрицании, не должно иметь предвзятых оценок.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, дополняет, анализирует, поясняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает, как бы «оживляет» то, что в данный конкретный момент не может увидеть экскурсант. Следует учитывать и связанный с рассказом эмоциональный момент, воздействующий на чувства участников, вызывающий у них эмоции радости, восхищения, гордости, гнева, сочувствия.

Экскурсовод должен владеть умением трансформации устной речи в зрительные образы. Для превращения одного вида информации (речь) в другой (зрительные образы) необходимо создать подходящие условия.

Во время экскурсии следует уделять внимание всей группе. Неверно, если экскурсовод обращается к нескольким экскурсантам, выделив их из группы по каким-то субъективным причинам. Особое значение для контакта с аудиторией имеет грамотная и продуманная речь экскурсовода. Экскурсовод по возможности должен стараться выполнять все пожелания членов группы, чутко относиться к замечаниям о недомогании.

Сам, оставаясь незаметным, экскурсовод должен уметь давать возможность «заговорить» объекту, создает предпосылки активного общения. Такой «рассказ объекта о себе» является основополагающим принципом вербального или словесного показа.

Язык экскурсовода должен отвечать определенным критериям. Критерий ясности требует доходчивости и доступности речи для данной аудитории. Критерий точности требует соответствия содержания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскурсии. Критерий чистоты требует логически оправданного использования экскурсоводом языковых средств.

3 Вводная часть

Продолжительность экскурсии не должна превышать 1,5 часа.

Маршрут экскурсии – это оптимальный путь следования группы экскурсантов, руководимой экскурсоводом, для осмотра тех или иных экскурсионных объектов. В данном случае маршрут будет следующим:

Встреча возле входа в Тульский Музей Оружия – осмотр холодного оружия– охотничье ружье – спортивнее оружие– боевые малютки.

Экскурсовод встречает группу возле входа в музей. Он представляется экскурсантам, объявляет тему экскурсии, говорит о продолжительности экскурсии, обозначает объекты, которые предстоит увидеть экскурсантам; экскурсовод должен попросить экскурсантов быть внимательными и не отделяться от всей группы.

Решив все организационные вопросы, экскурсовод должен перейти непосредственно к основной части экскурсии. Проводив группу в музей, экскурсовод должен, все же не сразу перейти к осмотру всех его экспонатов, а для соблюдения некой целостности экскурсии, сказать несколько слов об истории возникновения Тульского Музея Оружия. Экскурсовод должен отметить, что в центре России на древней славянской земле есть старинный город Тула. Здесь в 1712 году царь Петр I основал первый в России казенный оружейный завод.

Необходимо упомянуть и о том, что в 1724 году сенат утвердил Указ Петра I: " ...старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на сохранение ", следуя которому на Тульском оружейном заводе стали собирать образцы оружия, а созданная в 1775 году по распоряжению Екатерины II Палата редкого и образцового оружия положила начало заводскому музею.

Экскурсоводу необходимо подчеркнуть, что с музеем знакомились министры и генералы, члены царской фамилии, иностранные гости, и только после постановления Центрального правления артиллерийских заводов, определившего значимость заводского музея, 16 ноября 1924 года экспозиция была открыта для обозрения.

В годы Великой Отечественной войны фонды музея находились на Урале, куда было эвакуировано основное производство оружейного завода; 12 декабря 1945 года музейные экспонаты были возвращены в Тулу, а в 1959 году музей разместили в одном из административных зданий в центре города.

Важно отметить, что сегодня музей экспонирует и хранит свои коллекции в старинном здании на территории Тульского кремля. И это уже не заводской музей: в августе 1996 года правительство Российской Федерации приняло постановление " О создании Тульского государственного музея оружия ".

В отличие от Эрмитажа, Оружейной Палаты, Исторического музея, где тульское оружие представлено в основном образцами с художественной отделкой, Тульский государственный музей оружия располагает собранием тульского оружия от петровских времен до наших дней. Благодаря тому, что история экспонатов прослеживается в архивных документах, коллекция имеет огромное историческое значение.

(Справка. Наличие уникальных экспонатов и богатых коллекций позволило Тульскому музею оружия обрести широкую популярность и мировую известность. Музей включен в сборник "100 великих музеев мира", как старейший и уникальный музей России Тульский музей оружия занесен в отечественную книгу рекордов "Диво", в 1994 г. музею была присуждена премия "За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы", в 2001 г. он стал дипломантом Всероссийского конкурса "Хрустальный глобус", в 2006 г. - победитель акции "Любимый Тулы уголок" в номинации "Любимый музей").

Итак, после небольшого экскурса в историю музея, экскурсовод может проводить группу непосредственно к изучению экспонатов холодного оружия.

4.1 Холодное оружие

При осмотре этих экспонатов музея, важно отметить, что в разнообразной музейной коллекции холодного оружия представлено большинство образцов, состоявших на вооружении российской армии в ХVII-ХХ вв., а также западноевропейские шпаги, палаши, сабли, преимущественно конца ХIХ - начала ХХ вв. Восточное холодное оружие в музее дает представление о его своеобразных формах.

Необходимо отметить, что экспозиция позволяет проследить в общих чертах изменение форм и видов русского холодного оружия с ХVII по ХХ вв.

Допетровская эпоха представлена в музее копьями, бердышами, а также шестопером. С созданием Петром I регулярной армии на смену разнообразному холодному оружию поместного войска приходят образцы западноевропейского типа, прежде всего шпаги.

Экскурсовод должен сказать, что шпага - колющее, иногда колюще-рубящее оружие с длинным прямым узким клинком. Впервые в России она появилась в XVII в. на вооружении полков "иноземного строя". В первой половине XVIII в. это оружие становится принадлежностью как офицеров, так и рядовых. Музей располагает различными образцами офицерских шпаг XVIII - первой половины ХIХ вв. Иногда на шпажных клинках можно увидеть различные надписи, например, на нескольких шпагах в музейной коллекции выгравировано "Виват Екатерина Великая".

Важно подчеркнуть, что если шпаги в XVIII в. применяли главным образом пехотинцы, то основным видом холодного оружия полков тяжелой кавалерии - к ней относились драгуны и кирасиры - был палаш. Это разновидность колюще-рубящего оружия с прямым, длинным и широким клинком. В экспозиции музея широко представлены кирасирские, карабинерские, гвардейские палаши XVIII в. Гарды палашей гвардейской тяжелой кавалерии, например, кавалергардского полка и лейб-гвардии конного полка, имеют большие рельефные щитки в форме двуглавого орла под короной.