Смекни!
smekni.com

Дмитрий Иванович Менделеев. «Заветные мысли» (стр. 2 из 2)

В отношении к среднему образованию мысли Дмитрия Ивановича сводятся в основном к следующему. Нормальным возрастом для получения среднего образования он считает период от 10 до 16 лет. Ранее 10 лет должно идти обучение грамоте, счету, первым правилам жизни, приучением к труду и началам религиозным, без которых нельзя приступать к среднему образованию.

В среднем образовании должно преобладать развитие в учениках индивидуальных сторон их личности, их талантов, так как именно на этом фундаменте возможно последующее плодотворное взращивание общественных отношений, обеспечивающих высокую самоотдачу людей, посвятивших свою жизнь труду на благо общества, своего народа. Решить эту задачу можно только радикально улучшая среднее образование. В этом еще детском возрасте человек только предчувствует свое место в жизни всего общества, однако он не способен осознать весь круг вопросов и взаимоотношений. Личное проще и понятнее общественного. Но начало социального обучения заложено в школе, которая и есть большая семья; и как важно, чтобы она была дружной и любящей!

Еще и еще раз Менделеев подчеркивает роль глубокого изучения родного, а не иностранного языка в формировании личности: именно родной язык и математика должны составлять основу среднего образования. Естествознание, физика, география, история, понятия о государственных законах и закон Божий должны составлять второй ряд предметов, развивающих личную сознательность. Третий ряд образуют дополнительные предметы, такие как рисование, черчение, один из иностранных языков (включая латынь, которую он предлагает изучать по желанию, за дополнительную плату и только в старших классах) и ручной труд. Кто-то может не согласиться с Дмитрием Ивановичем относительно места, отведенного иностранному языку. Но кто может быть согласен с навязываемой нам тенденцией вытеснения всеми способами русского языка и литературы иностранными языками – и материальными, и с помощью рекламы, направленной на принижения значения родного языка в развитии личности?

Выпускник средней школы успешно ее завершивший может и должен обладать совокупностью знаний, которые позволят ему продолжать образование в высшем учебном заведении и углублять знания уже по более узкой специальности. Очевидно, что выполнение этой задачи сильно зависит как от знаний учителя, так и от влияния самой его личности на учеников, а не только от количества учебных часов. С другой стороны даже самый лучший учитель не добьется успеха, если обучение идет без общего обдуманного плана и ученик не располагает достаточным временем для самостоятельных занятий.

Продолжать среднее образование после 16–17 лет даже вредно, так как в этом возрасте юноша уже способен понимать философские начала и достаточно впечатлителен, чтобы увлечься в надлежащей мере интересами избранной специальности, а жизненные требования взрослого возраста старше 20 лет еще не набрали силу и не отвлекают его от учения. Менделеев подчеркивает, что процент преданных науке людей из числа «бородатых» студентов очень мал, а горячо предаются науке именно юноши. Поэтому отсрочка от армии для студентов, собирающихся посвятить жизнь науке, оправдана! Конечно, исключения есть из всех правил, но чтобы создать оптимальные условия для формирования специалистов надо следовать указанной схеме. И не следует в общих курсах уделять излишнее внимание латыни и переводным экзаменам. Переводные экзамены, если придавать им слишком большое значение и отрывать на их подготовку время, необходимое для основательного, глубокого изучения предмета, только вредят освоению наук. Их можно с успехом заменить итоговыми контрольными работами и решением педсовета, выражаясь современным языком. Дмитрий Иванович считает переводные экзамены выражением формализма, т.к. учитель прекрасно знает своего ученика.

О качестве подготовки учителей можно много говорить, не забывая и материальные стимулы, так как низкие заработки вызывают отток талантливых людей из сферы образования. Увеличение числа часов, которые вынужден взваливать на свои плечи учитель, чтобы прокормить себя и свою семью, приводит к ухудшению качества преподавания и к потере здоровья. Желание «выкладываться» на уроках постепенно угасает, и, несмотря на любовь к своей профессии и к детям, учитель в силу истощения телесных и духовных сил может начать уставать и покрикивать на учеников… Менделеев пишет: «…сам я когда-то выносил 4-5 (!) уроков в день на плечах и знаю, что выносить долго никому не под силу, если только следить за успехами излагаемой науки. Трудно даже правильно влиять на учеников, вникая в их особенности». Впрочем, простым увеличением жалования, которое должно расти со стажем преподавания при условии успешного обучения школьников, эту проблему не решить! Любовь к делу может и черствый хлеб сделать мягким! Поэтому Менделеев «кричит» об этом важнейшем условии успеха преподавания. Главная задача института, в котором обучаются будущие учителя, - дать им живой пример любви к народному просвещению.

Менделеев о высшем образовании

По мнению Дмитрия Ивановича, именно высшее образование определяет успешное решение государственных задач в целом. Высшее образование давно перестало быть привилегией определенного сословия и доступно всем, кто может его вместить. Изменения в понимании целей и самого понятия «высшее образование» происходили с течением веков. Когда-то высшее образование пыталось охватить всю совокупность знаний своего времени, сейчас оно признается только за специалистами в узкой области знаний, искусств или науки. Менделеев считает, что такая перемена связана не только с объемом накопившихся знаний, но со «смирением» человечества перед невозможностью охватить начало всех начал и признанием существования недоступного познанию. При этом наблюдения и опыты позволяют установить непоколебимые законы, при помощи которых легче овладевать природой. И «вечные истины» таким образом, находятся в согласии с научными знаниями, которые вполне конкретны и могут быть проверены на опыте. Это и придало высшему образованию характер специализации. При этом Дмитрий Иванович не считает, что глубокое знание математики или литературы достаточно для управления государством: каждая сфера деятельности требует своей подготовки. И цель подготовки в возможности умелого приложения узнанного к конкретным частностям «…будут ли это пушки, мосты через реку, образование, управление государством, лечение органической или нравственной болезни или письменные памятники…Объединение абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью невозможно в раннем юношеском возрасте, дается не каждому!». Акцентирует внимание Менделеев на том, что высшее образование должно начинаться с базовой подготовки, фундамента. Он приводит пример артиллерийских академий, инженерных институтов и т. п., в которых образование на младших курсах начинается с высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, физики на базе высшей математики, а уже на старших курсах появляются специальные предметы. Казалось бы, можно лечить, чинить и строить мосты и без высшей математики, но опыт показывает, что это не так. В наше время такие вопросы уже не обсуждаются, это очевидно практически всем. Однако, далеко не всем очевидно, что высшее образование без руководства знанием нравственных законов может привести к неверным и пагубным деяниям.

«Люди, способные видеть хоть немного вперед, нужны стране и чем их больше, тем лучше» – не знал Дмитрий Иванович, что большинство именно таких людей в Советское время окончит свою жизнь в Гулаге…. Можно еще дальше перечислять общие и более конкретные шаги, которые необходимы для совершенствования высшего образования, но только все это упирается в краеугольный камень общественного устройства… «Не только учреждение, но и содержание высших учебных заведений и их организация должны составлять одну из первейших забот правительства, пекущегося о полноте блага народного, о сохранении самобытности страны и о всех основных началах ее существования…Все управление высшим учебным заведением должно быть вверяемо совету профессоров-руководителей, избранных на определенные сроки. Причем избраны могут только имеющие общий стаж преподавания не менее 10 лет, в том числе 2-3 года в данном учебном заведении». Изучив последовательность реформ в образовании современного общества, кажется, что чья-то злая воля направляет это движение в совершенно иное русло. Можно еще и еще приводить советы и рассуждения Менделеева, но наша реальная жизнь, по крайней мере, в настоящий исторический момент, не позволяет им следовать…

Что же делать нам современным учителям, родителям, гражданам нашего Отечества? Как и чему учить детей? Ответ один во все времена! Каждый должен делать свое дело на том месте, на которое он поставлен. Не ужасаться, не падать духом. Как сказано в Евангелии: «… претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24. 12-13).