Смекни!
smekni.com

Духовная культура готов (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………. 3

Глава 1. Обычаи и менталитет готов ……………………... 6

Глава 2. Художественная культура готов ………………… 9

Глава 3. Религиозный мир готов …………………….. 15

§1. Архаические религиозные воззрения …………….. –

§2. Принятие готами христианства ………………….. 18

Заключение …………………………………………….. 21

Примечания …………………………………………….. 24

Список источников и литературы …………………… 26


ВВЕДЕНИЕ

Духовная культура готов – одна из малоисследованных страниц истории. Готы – восточно-германское племя, его история отражена в ряде античных памятников, в частности, в сочинении Прокопия Кессарийского «Война готов». Политическая и этническая история готов достаточно изучена, о них написано немало научных трудов, чего не скажешь о таком аспекте его истории, как духовная культура этого этноса.

Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы – изучить духовную культуру древних германцев.

Для реализации этой цели задачи поставлены следующие:

1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен;

2) исследовать религиозные воззрения древних германцев;

3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.

Работа построена по проблемному принципу и состоит из трех глав: первая посвящена общей характеристике духовной жизни готов, их обычаев и взглядов на жизнь; вторая изучает художественную культуру готов; третья посвящена вопросу религиозных воззрений готов, в частности, переходу от язычества к христианству.

Что касается источников, то главным образом автор курсового сочинения опирается на античных авторов – Прокопия Кессарийского[1] и в какой-то степени Аммиана Марцеллина.[2] Готы, с которыми веками проживали и взаимодействовали с древними римлянами, естественным образом вызывали интерес античных авторов к их культуре.

Особенно ценен такой источник, как «Война с готами» Сочинение Прокопия Кессарийского особенно ценно как источник. Как достойную похвалы черту творческой манеры Прокопия Кессарийского А. А. Чекалова, исследователь его творчества, отмечает стремление Прокопия к объективности.[3] Провозгласив в начале своего сочинения поиск истины главным законом исторического жанра, историк вместе с тем тщательно заботится о внешней форме.

Его повествование соразмерно, плавно и вместе с тем образно и живописно. Определив для себя главное в том или ином событии, Прокопий высвечивает его наиболее яркими красками, притеняя менее важные факты или не упоминая о них вовсе. Таким образом, в отличие от современных ему хронистов, (для которых важен сам факт безотносительно его значения в ряду других важных или второстепенных фактов) Прокопию удалось создать не только более красочное, но в целом и более достоверное историческое сочинение.

К сожалению, античные авторы не очень подробно сообщают о духовной культуре готов, поэтому целесообразно будет дополнить их сообщения о материальной культуре материалами археологических раскопок.

В частности, в работе В. П. Будановой «Готы в эпоху великого переселения народов»[4] можно почерпнуть сведения о памятниках художественной культуры готов, найденных во время раскопок, а также сведения о христианизации готов.

Работа «Славяне и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э.»[5] основана на результатах новейших исследований, история готов рассматривается в связи с оказанным влиянием на славян, поэтому отголоски духовной культуры готов авторы ищут в славянских верованиях.

ГЛАВА 1. ОБЫЧАИ И МЕНТАЛИТЕТ ГОТОВ

Л. Вольтман писал: «Германцы до Карла Великого держались внутриплеменного брака. Только этим объясняется то обстоятельство, что отдельные племена, также без смешений, обнаруживают бросающиеся в глаза различия, преимущественно в своем темпераменте. Они не все в одинаковой степени были воинственными и склонными к странствиям, и в духовном отношении по-видимому особенно высоко были одарены готы».

Говоря об обычаях готов, необходимо заметить, что в период, описанный Прокопием Кессарийским, происходило разложение традиционных нравственных устоев этого этноса, поэтому мы мало можем сказать конкретного об этой стороне жизни готов. Можно утверждать, что менталитет их был похож на национальный характер большинства германских народов.

Вероятно, основным содержанием устной и песенной культуры готов были, как и у других германских племен, песни-эпосы. «В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…»,[6] - пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних германцев.

По натуре германские народы были воинственны, единственной наукой признавали военную. По отношению к готам это вполне четко зафиксировал Прокопий Кессарийский, описывая воспитание юного Аталариха: его воспитание и обучение наукам по римскому примеру «не нравилось готам, так как, желая иметь право действовать несправедливо по отношению к подданным, они хотели, чтобы Аталарих правил ими более согласно с варварскими обычаями».[7]

Согласно свидетельствам Прокопия Кессарийского, высокопоставленные готы обвиняли мать и регентшу Аталариха Амалазунту в том, что «сын ее воспитывается у них неправильно и не так, как следует для их вождя; что науки очень далеки от мужества, а наставления старых людей по большей части обычно приводят к трусости и нерешительности. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто в будущем хочет быть смелым в любом деле и стать великим, был избавляем от страха перед учителями и занимался военными упражнениями».[8]

Античные авторы приводят примеры военных упражнений древних германцев, которые, видимо, можно перенести и на готов. Что касается конкретных примеров, то, по свидетельствам Прокопия Кессарийского, готы были искусными наездниками. Они искусно проводили «игру с оружием» (джигитовку): пускали коня скакать по кругу, затем, повернув его в другую сторону, вновь заставляли делать круги. Во время этой скачки пускали в воздух копье, и, схватив это еще дрожащее в воздухе копье, с большим искусством часто перекидывали из одной руки в другую; то откидывались назад, то раскачивались и склонялись на ту и на другую сторону».[9]

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОТОВ

О художественной культуре готов мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.

Местное ремесло достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям. Археологические находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства, основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия.[10]

Как известно, готы первоначально расселились в юго-восточной Прибалтике. И именно с готами II – III веков связана вельбарская археологическая культура. До этого вельбарскую культуру называли то гото-гепидской, то восточно-поморско-мазовецкой.[11]

Эта культура характеризуется отсутствием оружия в погребениях, малым количеством сосудов и преобладанием предметов из бронзы, в частности, поясные и ховидные браслеты. Покорив местные племена, готы принесли сюда свою культуру и обряд ингумации, но при этом заимствовали местные элементы.

По имеющимся данным, открытые селища с вельбарскими находками располагались на невысоких надпойменных террасах и изредка на сравнительно высоком коренном берегу реки.[12]

Наиболее типичным типом погребений готов в Северном Причерноморье и на Северном Карказе являются могильники Суук-Су и Абрау-Дюрсо. Набор женских украшений связывают памятники черноморского побережья Кавказа, в частности район евдусиан, на территории которых находился могильник Абрай-Дюрсо, с крымским памятником типа Суук-Су, что позволило автору раскопок Дмитриеву увидеть в нем памятник, оставленный готами. Это парные двупластинчатые фибулы, серебряные серьги с напускным 14-гранником, гладкие и вытые гривны, каменные и стеклянные бусы.[13]

Результаты раскопок готских захоронений показали, что готы владели всеми основными ремеслами, необходимыми для создания необходимой утвари и одежды.

Они владели гончарным ремеслом, плотницким делом, что позволяло обеспечить себя необходимыми предметами быта.

Ткачество и кожевенное ремесло позволяли обеспечивать необходимую одежду и обувь.

Кроме того, готы владели кузнечным ремеслом, а также ювелирным, о чем свидетельствуют найденные ювелирные украшения. Украшения изготавливались и из драгоценных металлов. Кроме того, среди готов были и искусные камнерезы.

Кроме того, отметим, что готам было присуще четко выраженное чувство прекрасного. Они стремились всячески украшать свою одежду, любили украшения. О высоком уровне развития этой сферы материальной деятельности, тесно соприкасающейся с культурной, дает представление не только ювелирное искусство готов, но и их изобразительное искусство.

Наиболее заметным произведением готского изобразительного искусства является изображение Теодориха в Неаполе. В Неаполе на площади находилось изображение Теодориха, короля готов, сделанное из каких-то камешков, очень маленьких, но разных цветов.[14]

Из этого мы можем судить, что готы достигли достаточно высокого уровня в искусстве и могли переносить эти достижения из культурной сферы в материальную, используя их для украшения одежды.