Смекни!
smekni.com

Резьба и роспись по дереву у башкир (стр. 2 из 2)

Для доения кобылиц выдалбливается деревянный подойник (куняк) со вставным дном, ушком сзади и небольшой выемкой-носиком спереди. Так же, как и силяк, делаются невысокие ведерки или кадочки (тапан), в которых держат воду, подают для питья кумыс.

Сосуды с крышкой (коряга) емкостью от одного до двух ведер украшаются резьбой. Используются для приготовления буза.

Берестяной кувшин (туз кумган) с деревянными дном и крышкой, в которой вырезаны два носика, используется для омовений. Берестяные сосуды коез и тырыз сшиваются конским волосом, имеют форму кузовков с пришивным донышком, используются для сбора ягод, хранения принадлежностей рукоделия и пр.

Из липовой и ивовой коры изготавливаются различные короба и сумки. Лубковая ситуха, род короба с квадратным дном и ушками по бокам, употребляется для зерна при посеве. Кошель, закрывающийся крышкой, используется для хранения провизии. Биштяр - заплечная сума для переноски припасов.

Из мочала плетутся шлеи и узды на лошадей, делают кули и рогожи (кап), а также попоны на лошадей (синта). Таким же способом, как и попоны, изготавливаются циновки из рагоза (кыугы) и из камыша (камыш сипта). Из ивовых прутьев плетутся различные корзины. Рог использовался только для изготовления луков.

Рис. 1 Башкирский ковш (ижау)


3.Веретенные изделия

Наиболее распространенный способ прядения - на веретене. Кудель льна или шерсти привязывали к прялке. Бытовали составные прялки в виде лопатки, реже встречались прялки в виде гребня. Их украшали росписью и резьбой. Весь процесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избеБыл распространен составной ткацкий стан, который собирали из отдельных деталей: рамы, навои, набилки с бердом, подножки, блочки, ниченки, челноки и т.д. на ручных деревянных станах ткали холсты, пестрядь, сукно, узорные ткани в многоремизной, браной, закладной технике.Ткани шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п.

Традиционным материалом для изготовления прялки служила береза. Однако к северным и восточным границам ареала, особенно в местах проживания людиков, – рядом с березовыми прялками могли встретиться и прялки из хвойных пород древесины. Определение породы дерева в некоторых случаях (когда поверхность покрыта плотным слоем краски) может быть затруднительным. Всего удалось определить материал у 91 экземпляра: 82 прялки сделаны из березы, 9 – из древесины хвойных пород (в музейной коллекции только 2 прялки сделаны из хвойной древесины).

Прялки вырезались ручными резцами и, прежде всего, топором, следы от которого довольно часто можно различить и на донце, и на лопаске010. Но все-таки поверхность многих прялок тщательно, а иногда профессионально чисто обработана. Токарной резьбы нет ни на одной прялке.

Прямое назначение прялок – удерживать кудель на удобной для прядильщицы высоте. Кудель крепилась на уплощенной верхушке вертикальной стойки (на лопаске). По продольной оси лопаски просверлены отверстия для спицы, которая пронзала кудель. Число отверстий колеблется от трех до восьми, однако крайние значения диапазона единичны. Наиболее распространены варианты с четырьмя, пятью и шестью отверстиями.

Для удобства наматывания на веретено спряденной нити на прялке делали специальное наклонное коническое углубление, куда упирали тупой конец веретена. Углубление размещали в нижней части ножки, на боковой ее грани над пятой. Совершенно очевидно, что наличие или отсутствие углубления для упора тупого конца веретена свидетельствует о бытовании разных технологических приемов используемых при прядении. Там, где углублений на прялках не делали, веретено упирали в колено.

Традиционные приемы украшения прялок – резьба и роспись, однако встречались и другие способы сделать прялку нарядной.

Судя по коллекции музея, плоскостная резьба – традиционный основной прием украшения поверхности прялок. Резные орнаменты на прялках коллекции музея образованы сочетанием контурной и мелко рельефной трехгранно-выемчатой резьбы. Резьба покрывает определенные участки поверхности – три грани пяты, два пояска на ножке и различные участки по обе стороны лопаски. В нескольких случаях резной декор опускается на верхний участок ножки. Украшение каждой части прялки имеет свои особенности.

Орудия труда так же богато украшались резьбой (набойные доски, вальки, рубели, швейки, гребни, веретена, детали ткацкого стана, прялки). Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ремеслах. При отделке тканей способом набойки, то есть ручным печатанием краской по ткани, применяли манеры - деревянные доски с вырезанным узором.


4.Резьба по дереву сегодня

Древнейшее искусство резьбы по дереву, актуальность которого, очень сильно выросла в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Дерево обладает бактерицидными свойствами: хлеб, который хранится в деревянной хлебнице, сохраняется гораздо лучше, чем в хлебнице изготовленной из другого материала, а уж если хлебница сделана из можжевельника, тут и говорить не приходится, такой хлеб очень долго не портится. Молоко в можжевеловой кружке не прокисает несколько недель, это было хорошо известно нашим предкам. Мебель, изготовленная из дуба всегда высоко ценилась в развитых европейских странах.

В художественной школе г. Сибая успешно преподает и творчески работает талантливый резчик по дереву Янузак Ишбердович Клысов. Работы мастер выполняет из липы, дуба, осины. Именно дерево стало тем материалом, который больше всего отвечает его желанию продолжить национальные традиции в декоративно-прикладном искусстве. В своем творчестве Я.И.Клысов постоянно обращается к достижениям мастеров прошлого. Об этом свидетельствуют удачные попытки создать деревянные ковши-ижау для разливания кумыса, многозвенные деревянные цепи. Но не подражание старым резчикам стало для него целью в работе с деревом, а создание на основе их достижений нового искусства с новыми темами, формами. Творчество Янузака Клысова равно относится и к декоративно-прикладному искусству, и к скульптуре. И если в декоративно-прикладном искусстве он следует традициям старой башкирской резьбы, то в чисто скульптурной пластике абсолютно самостоятелен. Творчество его базируется исключительно на собственном опыте работы с деревом. Сегодня Я.И.Клысов на вершине своих творческих возможностей, успешно творит, участвует в выставках и конкурсах, преподает в ДХШ. Работы его учеников занимают призовые места на республиканских конкурсах. В 2004 году он участвовал в Всероссийском конкурсе народных мастеров резьбы по дереву в Нижнем Новгороде, где занял I место в номинации «Унитарное искусство».

Рустям Фаткуллин — известный уфимский художник, свободно владеет всеми видами и приемами народной резьбы по дереву, однако вот уже несколько лет испытывает тяготение к поискам в дереве принципиально иных, нетрадиционных декоративных решений. Он стремится к разработке в искусстве собственной поэтики, своего художественного пространства. Из-под рук мастера возникают сквозные ажурные рельефы, связанные с эпосом, фольклорными мотивами, с музыкой, танцем. Но это отнюдь не иллюстрации к произведениям. Они несут в себе вполне самостоятельный характер, отражая черты культуры тюркско-исламского мира, чаще всего воплощаясь в динамичных, экспрессивных композициях. Образующиеся в рельефе просветы играют не меньшую роль, чем сами разные формы. Иногда просветы заполняются небольшими зеркальными вставками. Тогда в композиции возникает выразительная игра художественного пространства, органично сочетаясь с приемами и сквозной, и глухой резьбы. Свойства дерева — и полированного, и вощенного, и тонированного, мореного — усиливают эффект изящной, затейливой, мастерски изготовленной вещи. Но дело все же не только в самой технике исполнения — а прежде всего, в художественном чувствовании автора, в свойствах его образно-пластического мышления и органичных для него культурно-художественных ориентаций, которые связаны больше всего с культурой евразийского мира.

С кропотливой резьбой, изысканной обработкой поверхности вещи и формы в целом — изделия Р. Фаткуллина в основном носят станковый характер. Их пластика и орнаментально-декоративные решения, особенно стилизация растений и фигуративных изображений, почти отстранены от реальной действительности, доведены до высокой степени условности, почти до знака, символа, нередко своей стилистикой напоминают арабскую вязь. Все это решено в собственной интерпретации и абсолютно светском выражении.


Заключение

Редкий дар резьбы становился занятием всей жизни некоторых мужчин. Резные ковши, чаши и кадки для кумыса, изготовленные их золотыми руками, пользовались широким спросом на местных базарах и ярмарках. Опытные резчики бережно хранили и передавали тайны и секреты прикладного творчества от поколения к поколению. Молодые мастера обогащали и усовершенствовали его. Декоративно-прикладное искусство башкир претерпело в своей истории периоды взлёта и упадка. Но все же и до сегодняшнего дня оно донесло замечательные образцы произведений культуры, созданные руками народных мастеров из башкир.


Список литературы

1. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. Уфа: Китап, 2001. С.11-13.

2. Р. Г. Кузеев, Н. В. Бикбулатов, С. Н. Шитова. "Декоративное творчество башкирского народа". Уфа, 1979 г.),

3. Калимуллин Б.Г. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978

4. С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964

5. С. И. Руденко “Башкиры. Опыт этнологической монографии”, Ленинград – 1925