Смекни!
smekni.com

Образ Китая в российском сознании (стр. 11 из 12)

Особенность образа Китая заключается в том, что на протяжении долгого и трудного пути к современным российско-китайским отношениям, он никогда не был единым, всегда существовали мнения, коренным образом отличающиеся друг от друга. На образ Китая оказывают значительное влияние геополитические реалии, такие, как географическое положение, размер территории, численность населения, баланс сил и т.д.

Сегодня мы, несомненно, должны признать, что оживление торгово-экономических связей с Китаем означает решение важной внутренней задачи – социального и хозяйственного оздоровления пограничных с Китаем и удаленных от Москвы районов Восточной Сибири и ДВ. Кроме того, современный мир очень неспокоен. Многие страны страдают от бедствий войны и беспорядков. Сепаратизм, терроризм, экстремизм постоянно наносит урон мировому сообществу. Наркотики, окружающая среда, беженцы и другие глобальные проблемы создают суровые условия для выживания. И здесь китайское направление нашей дипломатии существенно укрепляет уверенность и стабильность общему положению России в бурный период начала XXI в.

Кроме необходимости углубления российско-китайских двусторонних отношений, существует еще и потенциальная опасность, исходящая от Китая, что тоже накладывает неизгладимый отпечаток на образ этой страны. Как правило, при осознании того, что наш полупустой Дальний Восток граничит с мощным государством, в умах многих дальневосточников возникает образ «надоедливых и опасных китайцев», которые встречаются на каждом шагу, а ширпотреб которых, выдаваемый за изделия мировых фирм, заполонил весь мир. По мере роста численности нелегальных мигрантов в России повышается уровень тревожности и неуверенности в будущем, особенно у дальневосточников. Это происходит под воздействием многих факторов: приграничного сотрудничества, особенностей в развитии пограничных регионов, национального самосознания дальневосточника. Выяснить истоки неприязни к китайцам поможет рассмотрение вопросов истории ДВ и Китая, анализ собственных стереотипов и предрассудков.

Итак, образ Китая в российском приграничье представляет собой некий сплав пережитков традиционной политической культуры, происков российских националистов, старинных комплексов, проявления ксенофобии, и еще сюда входит нечто полностью инспирированное местными властями в политических целях. Особенно сильны были антикитайские настроения в период неоконченности линии границы, или в периоды не совсем благополучные для российского общества. Но, как говориться, нет дыма без огня. Поэтому в основе такого восприятия лежат вполне объективные современные реалии, и местные власти пытаются играть на антикитайских настроениях, то именно потому, что они широко распространены.

Причем, в последнее время китайская сторона стала лучше понимать эти обстоятельства и заявила о готовности поддерживать усилия российских властей по пресечению нелегальной эмиграции. Такая позиция Китая в сочетании с заинтересованностью обоих государств в углублении двусторонних связей позволяет нам верить, что тенденция к сотрудничеству сохраниться как преобладающая.

В то же время интересы правительства не всегда сходятся с интересами россиян в целом. При широте контактов на высшем уровне связи между отдельными предприятиями по-прежнему слабы, недостаточно развивается сотрудничество между российским ДВ и югом Китая. Главы правительств двух стран расширяют экономическое сотрудничество, признавая его выгодным обеим странам. но россияне не с таким энтузиазмом воспринимают своего важного партнера. Характерно, что, несмотря на снижение шума вокруг концепции «китайской угрозы», она по-прежнему находит отклик среди определенной части российских граждан, сдерживая развитие двусторонних отношений между РФ и КНР. Так, хотя на ДВ и в Сибири ощущается нехватка рабочей силы, Россия неохотно привлекает сезонных рабочих из Китая, опасаясь недовольства местного населения.

Следует отметить, что, несмотря на оценку В. Путиным развития российско-китайских отношений в «позитивном ключе», сегодня о высшей точке отношений с Китаем говорить не приходится, до пика отношений еще далеко.

Рассмотрев внутриполитическую ситуацию в самом Китае можно утверждать, что, каким бы образом не складывались наши отношения, как бы не пропагандировалась ситуация, в образе Китая в нашей стране есть немало «теневых сторон» и «подводных камней». Ведь никому с достоверностью не известно, какие планы вынашиваются за стенами Пекина. Опасения на счет того, как может измениться курс Китая в отношении России действительно есть, и они далеко не являются продуктом богатой фантазии Россиян. Возможно, что пока КНР будет решать проблемы Тайваня и заниматься ликвидацией иных потенциальных вызовов, он будет оставаться благожелательно настроенной по отношению к России державой. По существующим прогнозам, у России есть 30–40 лет для того, чтобы стать необходимой своим соседям и на территории ДВ сформировался полноценный геополитический и геоэкономический регион.

Проанализировав образ Китая в России, можно предположить, что вероятность тесного альянса нашей страны с Китаем не велика. В то же время шансы националистов и приверженцев прозападного толка на серьезное увеличение влияния антикитайских настроений так же не значительны, т. к. большая часть населения страны видит многие плюсы взаимовыгодного сотрудничества с Китаем.

Очень многое в отношении к китайцам зависит от ситуации в самой России. Так, ослабление нашей страны, ухудшение жизни ее общества способно возродить старинные комплексы и способствовать росту ксенофобии. Ослабить страхи поможет укрепление российской государственности, стабилизация экономики. А для этого нам опять же, жизненно важно сотрудничество с другими странами, в частности с Китаем.

Отечественная периодика 2000–2005 гг. убедительно показывает, что сейчас очень актуален вопрос обращения в историческое прошлое. И чтобы понять настоящее приходится заниматься изучением дел давно минувших дней.

Итак, проанализировав изменения образа Китая в российском общественном сознании на протяжении исторического отрезка времени, можно заметить, что на наше отношение к соседу-государству оказывает воздействие международная обстановка XXI в. и исторические процессы предшествующих эпох, внутренняя ситуация в самой России и современное состояние Китая, развитие общественной мысли, цели и задачи, которые выдвигают главы правительств, самосознание народов и многое другое.

Собрав воедино все факты у нас получился образ Китая сильного и слабого одновременно, столь необходимого для России и значительно опасного, образ Китая, который действительно заинтересован в сотрудничестве с РФ, но до поры до времени.

Список литературы

1. Афанасьев Е., Барский К. Цветам сливы любые заморозки нипочем // МЖ. – 2003. – №7. – С. 17–28.

2. Бляхер Л. Политические мифы ДВ. Мифологема вторая. // ПОЛИС. – 2004. – №5. – С. 28–38.

3. Бляхер Л. Потребность в национализме или национальное самосознание на ДВ России. // ПОЛИС. – 2004. – №3. – С. 44–54.

4. Богатуров А. Вхождение в новую геополитику. // МЖ. – 2005. – №1. – С. 141–142.

5. Вей-Бин Джанг. Механизмы эволюции политической структуры общества. // ПОЛИС. – 2003. – №3. – С. 23.

6. Внуков К. История не заканчивается, но меняется. // МЖ. – 2004. – №11–12. – С. 30–31.

7. Воскресенский А. Стратегическое взаимодействие России и Китая и проблемы двусторонних отношений. // ПОЛИС. – 2004. – №5. – С. 160–161.

8. Гениатулин Р. Основы новой архитектуры Безопасности. // МЖ. – 2003 – №3 – С. 24–28.

9. Дун Сяоян. Проблемы и перспективы развития российско-китайских отношений. // ПОЛИС. – 2004. – №5. – С. 159.

10. Иванов И. Россия и мир на рубеже тысячелетий. // МЖ. – 2000. – №6. – С. 4–8.

11. Игрунов В. Переосмысляя современность. // ПОЛИС. – 2003. – №3. – С. 18–19.

12. Иноземцев В. Мир, в котором мы живем. // МЖ. – 2004 – №6 – С. –7–10

13. Кашлев Ю. Международные отношения и информационная революция // МЖ. – 2003 – №1 – С. –118–128

14. Кокошин А. Россия – сверхдержава. Великая или региональная Держава? // МЖ. – 2002 – №9–10 – С. –36–64

15. Коктыш К. Социокультурные рамки институционализации политических практик // ПОЛИС. – 2002 – №5 – С. –20–33

16. Колосов В. Геополитическая картина мира в СМИ // ПОЛИС. – 2003 – №3 – С. –33–49

17. Коркунов И. Российско-китайское сотрудничество в АТЭС // МЖ. – 2000 – №10 – С. – 106–108

18. Лосюков А. Большой договор, большие перспективы // МЖ. – 2001 – №8 – С. –3–9

19. Лукин А. Образ Китая в российском общественном сознании // ПОЛИС. – 2004 – №6 – С. – 70–86

20. Лукин А. Россия, США, Китай и война в Ираке // МЖ. – 2003 – №4 – С. –96–114

21. Лукин А. ШОС: проблемы и перспективы // МЖ. – 2004 – №3 – С. –113–125

22. Маргелов М. Российско-китайские отношения на высшей точке развития? // МЖ. – 2003 – №9–10 – С. – 28–46

23. Матяев В. Россия-Китай. Об одной незабытой годовщине // МЖ. –2004 – №9 – С. –60–67

24. Матяев В. Не упущен исторический шанс // МЖ. – 2004 – №11–12 – С. – 33–40

25. Олисов И. Китай в мировых процессах // МЖ. – 2002 – №3 – С. 116–125

26. Пушков А. Россия в новом мировом порядке: рядом с Западом или сама по себе? // МЖ. – 2000 – №10 – С. –33–44

27. Рогачев И. Российско-китайский саммит 2005 г. // МЖ. – 2005 – №7–8 – С. –28–41

28. Рогозин Д. Гигант на Востоке. Прошлогодние раскаты слышны в 2004 г. // МЖ. – 2004 – №1 – С. – 31–32

29. Сергеев В. Воспроизводство иерархий // ПОЛИС. – 2003 – №3 – С. – 6–13