Смекни!
smekni.com

Борьба за информационное окно в мир (стр. 1 из 2)

Сергей Рублев

Интернет-браузер стал неотъемлемым атрибутом любого компьютера, и многие хотят видеть на браузере свой логотип.

2004 год ознаменовался многими интересными событиями на компьютерном рынке, но одним из самых главных, а то и самым главным итогом года можно считать возвращение подзабытого явления - так называемых "браузерных войн".

Войны эти ведутся со времени появления Интернета в его современном понимани, а в современном понимании это прежде всего World Wide Web, она же WWW. Это надстройка над "базовым" Интернетом, которая, собственно, и превратила его в международную коммуникационную среду, объединившую человечество. Она позволяла не просто обмениваться сообщениями или файлами, но и "публиковать" в Сети иллюстрированные документы (на сервере), с которыми может ознакомиться в режиме реального времени любой желающий, обратившийся к серверу с помощью программы-"клиента" (связка "клиент-сервер" - одна из основ строения Сети).

Примерно до 1994 года, пока Интернет еще оставался во многом игрушкой для "полуненормальных компьютерщиков" (они любят называть себя "гиками" (geeks)) создание клиентских программ для чтения WWW-документов было в основном очередным упражнением для программистов, изучавших возможности публичных сетей и пути их использования. Однако когда стало ясно, что Интернет вырвался из стен американских вузов и НИИ окончательно и стремительно прокладывает дорогу в массы, наиболее дальновидные стратеги поняли - WWW-клиент - это системообразующий компонент, способный формировать потребительский рынок и влиять на него. Ведь речь идет об инструменте для каждого, о том, без чего не мыслим любой обывательский дом, в котором хозяева решили организовать интернет-доступ.

Первый WWW-клиент, открывший, собственно, всем глаза на ситуацию, назывался Mosaic и являлся разработкой Национального центра США по использованию суперкомпьютеров (NCSA) при Университете штата Иллинойс. Ученые-энтузиасты, решившие разработать "народную" версию этой специализированной программы, образовали в 1994 году компанию Netscape Communications Corporation, которая к концу года представила разработанный на базе Mosaic WWW-клиент Netscape, являвшийся первым ориентированным на публику продуктом такого рода. Этот вид программ получил название "браузер" (browser, от английского browse - перелистывать).

Netscape открыл пользователям все активнее покупаемых публикой компьютеров новые горизонты в области постижения этого мира, а заодно слово Netscape прочно засело в мозгах людей, имевших дело с WWW. Оно стало брендом, "раскрученным" и "узнаваемым", и немедленно вызвало зависть со стороны всепроникающей корпорации Microsoft, которая питает историческую слабость к брендовости, узнаваемости и другим технологиям управления массовым сознанием.

В 1995 году Microsoft принялась за разработку своего браузера, за основу которого тоже взяла программу Mosaic. Однако усилия ее оставались не особо заметны, так как Netscape всех устраивал, и особой необходимости в программе, которая делает то же самое, не возникало. Тем не менее, к 1996 году браузер, получивший название Internet Explorer, был вполне работоспособным, и стараниями поклонников Microsoft его третья версия заняла какую-то незначительную часть начавшего формироваться "браузерного рынка".

Далее стало ясно, что рынок разрастается, и умелые маркетологи из Редмонда (пригород Сиэтла, где базируется Microsoft) прекрасно понимали, что предоставляющиеся шансы упускать нельзя. В Netscape испытывали головокружение от успехов и почивали на лаврах - ведь Netscape был платным и приносил довольно неплохую прибыль. Глава Netscape и один из авторов Mosaic Марк Андрессен стал символом "эпохи доткомов" - не по годам богатым компьютерным менеджером, нет-нет, да и украшавшим страницы глянцевых и деловых журналов. Программисты Netscape занимались доведением своего продукта "до ума" и внедрением в него новых функций - по мере роста Сети стремительно росло количество идей о том, как ее можно применять. Интернет-страницы обретали все больше возможностей - они давно уже не являлись простой совокупностью "плоского" текста и картинок, а могли содержать разные виды форматирования, графики, анимацию, звук, поддерживать различные динамические и интерактивные технологии. Технологии эти разрабатывались и совершенствовались разными людьми, и создатели браузеров стремились идти с ними в ногу, постоянно "осовременивая" Интернет по мере увеличения его населения.

Однако Netscape все же оставалась не очень большой частной компанией, сосредоточенной на производстве одного главного продукта и встраиванием в него все новых компонентов, а Microsoft, в свою очередь, продолжала быть одной из крупнейших в мире транснациональных корпораций, имевшей к тому же при себе козырный туз - ее операционные системы были установлены на подавляющем большинстве компьютеров мира. Microsoft не просто подключила лучших разработчиков для создания кода, но и начала придумывать маркетинговые ходы, призванные добиться как можно большего распространения своего продукта. А в деле маркетинга, Microsoft, понятное дело, собаку съела. Специалисты корпорации сразу поняли, что за браузер деньги брать нельзя. Microsoft могла это себе позволить. Она могла позволить себе и большее - встроить браузер в операционную систему, чтобы слово "Интернет" вызывало однозначную ассоциацию со словом "Microsoft".

И эта ставка успешно сыграла - в 1997 году растущий Интернет стал ареной сражения Netscape и MSIE (MicroSoft Internet Explorer) уже на равных. В течение года вышли версии "нового поколения" Netscape 4 и MSIE 4, которые стали по-настоящему массовыми. Изначально доля MSIE была невелика, но постепенно она возрастала, и в какой-то момент рынок был поделен пополам.

Стало очевидно, что у Интернета появилась серьезная проблема. Два основных браузера совершенно по-разному подходили к изображению web-страниц, созданных с помощью общепринятого языка гипертекствовой разметки HTML. Разработчики обеих компаний не очень беспокоились о том, чтобы их браузеры были совместимы, и делали все каждый по-своему. В итоге на "нетскейповские" и "майкрософтовские" лагеря поделились как простые пользователи, так и создатели сайтов. Сайт, созданный под Netscape, мог неправильно показываться или неправильно работать под MSIE, и наоборот. С большинства сайтов на посетителей смотрели рекламные "кнопки" браузеров - знаки принадлежности авторов к той или иной "религии".

Важность "общепринятости" и единых стандартов была осознана еще в 1994 году, когда ведущие ученые-интернетчики во главе с "отцом WWW" Тимом Бернерсом-Ли основали World Wide Web Consortium (W3C) - некоммерческую организацию, как раз и призванную выработать единые стандарты, чтобы избежать разнобоя. Однако время было упущено. Стандарты W3C по языкам веб-программирования были приняты, добросовестные разработчики обязались их выполнять, но авторы браузеров и других "отраслеобразующих" программ и сайтов уже успели насочинять большое количество отсебятины, с требованиями W3C не особо совместимой.

К сожалению, программисты Netscape оказались не в силах противостоять напору редмондского софтверного гиганта. Их было меньше, меньше у них было и возможностей - они строили свою работу на "прикручивании" к базовому "движку" (он имел название Mozilla, в честь выдуманной ящерицы-талисмана первой команды Netscape) новых модулей, однако по мере обрастания всевозможными функциями программа становилась все менее стабильной и все более "глючной". Программистам Microsoft же ничего не стоило при необходимости переписать MSIE "с нуля", избавившись от наследия кода Mosaic, и делать свой продукт более "умным" и "гибким".

В итоге глючный Netscape всех утомил, а относительно стабильный и "логичный" IE (дополнительной "логичности" ему придавала встроенность в операционную систему) всех вполне устраивал. К 2000 году IE окончательно победил, а Netscape, остановившийся на очередной модификации 4 версии, впал в забвение. Netscape Corporation была поглощена холдингом AOL Time Warner, а ее команда впоследствии распущена. Браузер не спасло ни переведение его в разряд бесплатных, ни открытие исходных кодов.

На рынке установилась гегемония Microsoft Internet Explorer, и помешать этому не смог даже иск против Microsoft, поданный властями нескольких штатов США. Они обвиняли корпорацию в монополизме и требовали прекратить навязывать IE вместе с операционной системой и дать возможность сторонним разработчикам беспрепятственно встраивать свои продукты в ОС Windows, не натыкаясь на многочисленные "рогатки". Судебные разбирательства были долгими и чрезвычайно нудными, Microsoft признали виновной и заставили платить штрафы, обеспечивая показательную доброжелательность. Но юристы корпорации сделали все, чтобы на этом фоне компания спокойно продолжала навязывать, что хотела, пользуясь монопольным положением.

В какой-то момент доля IE в общем числе "бродилок" (так иногда называют браузеры) достигала 99 процентов рынка. В Редмонде радовались этому необычайно. Тем не менее, когда Интернет начали поражать первые эпидемии вирусных "червей", стало понятно - IE вместе с Windows изобилует программными уязвимостями (именно их и используют "черви"), и его применение сопряжено с угрозой безопасности для компьютера. Это же относится и к программе для работы с электронной почтой Outlook Express - с определенного момента почтовый клиент стал почти всегда идти в паре с браузером.

Расплодившиеся вирусы лезли во все компьютеры мира через "дыры" в IE и Outlook Express. Microsoft придумала выпускать для них регулярные "заплатки": кто "заплатки" не поставил и заразился - Microsoft не виновата. Наслаждаясь монополией, корпорация не особо уделяла внимание совершенствованию функциональности браузера, а развлекалась маркетинговыми и другими околобраузерными проектами типа создания версии IE для платформы Apple.

Все это время идеологические враги редмондских маркетологов сидели в подполье и думали, что дальше делать. Еще в 1998 году основная группа создателей агонизирующего Netscape призвала на помощь добровольцев со всего мира и поставила перед ними задачу сделать новый, лучший браузер. Энтузиасты объединились в проект под названием Mozilla Foundation - назвавшись в честь упоминавшейся ящерицы - и стали напряженно работать, думая над структурой и не отвлекаясь на маркетинг.