Смекни!
smekni.com

Понятие менталитета в культорологических исследованиях (стр. 1 из 3)

Понятие менталитета в культорологических исследованиях

М. В. Воробьева

Рассматриваются различные концепции понятия «менталитет», возможности, целесообразность и условия использования этого понятия в культурологических исследованиях.

Понятие менталитета сравнительно недавно (в начале XX в.) обогатило гуманитарную науку. Открывшее новые перспективы исследований, ставшее ценным методологическим инструментом, который позволил многое познать в действительности ушедших эпох, это понятие пользуется большой популярностью в научной среде, активно применяется не только в анализе прошлого, но и настоящего, с его помощью пытаются определить нынешнее состояние социума и его культуры, изучают острые их проблемы. Словом, использование данного понятия является весьма плодотворным. Однако это не мешает видеть недостатки, коренящиеся как в нем самом, так и связанные с его использованием. В статье рассматриваются различные концепции менталитета, возможности и целесообразности употребления самого понятия «менталитет» в культурологических исследованиях.

С выделением и обособлением в гуманитарном знании культурологической науки понятие менталитета постепенно входит в ее оборот. Это неудивительно, если учесть, что цель культурологии — изучение феноменов культуры, в частности социокультурных установок, представлений, стереотипов, ценностных систем. Культурология стремится показать содержание каждой минувшей эпохи через внутренний мир человека, в качестве материала для анализа привлекая продукты культуры — разнообразные исторические свидетельства: данные археологии, истории техники, языка, хозяйственные документы, письменные источники. Но того же самого добиваются историки, работающие с ментальной сферой. Поэтому концепция менталитета органично влилась в русло новой гуманитарной науки. Нередко историки, для которых менталитет определенных исторических периодов является объектом научного интереса, считаются также исследователями культуры (таковыми часто называют ученых школы «Анналов» — М. Блока, Л. Февра, Ж. Ле Гоффа, Ф. Броделя, Ж. Дюби, А. Буро, Ф. Грауса и др.). В российской культурологии сложилось самостоятельное направление — культура ментальностей, среди наиболее известных представителей которого называют А. Я. Гуревича [1981, 1984, 1989, 1990], Ю. Л. Бессмертного [1969, 1991а, б], А. Л. Ястребицкую [1978, 1995], В. П. Даркевич [1972, 1988], О. А. Добиаш-Рождественскую [1987] и др. [см., в частности: Культурология…, 1998].

Предопределяет вхождение понятия ментальности в область культурологической науки его соответствие чрезвычайно значимой для культурологии ставке на междисциплинарность. Культурология — интегративная область социогуманитарного знания, образовавшаяся на стыке нескольких наук — философии культуры, культурной антропологии, социологии, психологии, истории, лингвистики. Культурология употребляет методологические подходы перечисленных наук, пользуется материалами исследований, осуществляемых данными науками, добиваясь обобщения и синтеза знаний. И понятие менталитета в том смысле, каким его наделили ученые школы «Анналов», ориентировано на междисциплинарность. Еще представители этой школы М. Блок, Л. Февр и другие связывали исследования историко-культурных реалий, среди которых и менталитет, с междисциплинарным подходом и не считали их изучение возможным без привлечения знаний нескольких наук, например экономики, социологии, этнологии, лингвистики, психологии [см.: Блок, 1986; Февр, 1991]. Школа «Анналов» со времени появления стремилась к созданию синтеза знаний, соединению их в комплексы. Установка на междисциплинарность и объединение знаний делает возможным употребление понятия ментальности в культурологической науке, сближает с другими концепциями культурологии, объясняет его востребованность в рамках культурологии.

В современной российской культурологии различные концепции ментальности используются в исследованиях разнообразного характера и масштаба — теоретических и прикладных, узконаправленных и общих. По темам, связанным с ментальной проблематикой, публикуются статьи, монографии, защищаются докторские и кандидатские диссертации. Понятие ментальности в них развивается и активно разрабатывается, изучается менталитет в целом, его структура и компоненты, рассматриваются ментальности разных этносов, социальных групп. Но, несмотря на востребованность понятия, задача охарактеризовать его содержание вовсе непроста. Тем не менее попробуем определиться с содержанием анализируемого понятия.

Первая сложность, возникающая при попытке установить содержание понятия, связана с тенденцией разделения терминов «ментальность» и «менталитет», появившейся внутри направления исследований культуры ментальностей. Некоторые современные ученые, занимающиеся ментальными феноменами, отделяют понятие «ментальности» от понятия «менталитет». Так, Л. Н. Пушкарев причисляет менталитет к общим социокультурным категориям, а ментальность, в его понимании, более конкретна, относится к различным социальным стратам и историческим периодам [см.: Пушкарев, 1995]. Д. В. Полежаев предложил соотнести ментальность и менталитет в виде части и целого, предположив, что ментальность есть глубинный уровень индивидуального сознания, устойчивая система жизненных установок отдельной личности, отражающая неповторимое, многообразное, динамичное в духовном мире и деятельности человека, а в менталитете видя систему внутренних, социально-психологических установок общества [см.: Полежаев, 2001]. П. К. Дашковский тоже разделяет понятия менталитета и ментальности, понимая под менталитетом «особый культурно-исторический феномен, отражающий индивидуально (социально)-психологическую специфику и духовное состояние субъекта (личность, социальная группа, этнос и т. д.) социально-исторического бытия», а под ментальностью — «универсальные базовые конструкты духовной жизни общества, формирующиеся в социокультурном пространстве в конкретные исторические периоды» [Дашковский, 2002, 44]. Обозначенной проблеме посвящены работы Г. Н. Дрепы, А. Н. Дмитриева, Э. Я. Дмитриевой, Е. Ю. Зубковой, А. И. Куприянова, Т. В. Ивановой, В. К. Трофимова, Е. В. Фещенко, Н. С. Южалиной и др.

Разделение понятий имеет как недостатки, так и достоинства. В настоящее время значение терминов «ментальность» и «менталитет» не является жестко определенным и общепризнанным. К тому же не все ученые поддерживают дифференциацию понятий, поэтому употребление двух близких по значению терминов вполне способно породить путаницу. Это основной недостаток понятийного отделения «ментальности» от «менталитета». К достоинствам же следует отнести то, что разделение понятий полезно в смысле достижения большей строгости, четкости обоих понятий, перехода к более чуткому подходу к ментальной области. Возможно, само появление двух схожих терминов зафиксировало наличие близких, родственных, но все-таки различающихся феноменов реальности.

Однако тема разделения понятий дискуссионна, слишком специальна и требует особого исследования. Понимая всю сложность и значимость затронутой темы, в рамках данной статьи мы не станем ее развивать, поскольку это не является главной нашей целью. Для облегчения понимания термины «ментальность» и «менталитет» будут употребляться в качестве синонимов, тем более что большинство ученых уравнивают один термин с другим.

Следующая сложность, из-за которой нелегко установить точное значение понятия «менталитет» — наличие множества дефиниций, высвечивающих различные аспекты этого весьма емкого и довольно аморфного понятия. Чтобы наглядно продемонстрировать сложившееся положение, мы воспользуемся обобщением, сделанным российским ученым Р. А. Додоновым. Занимаясь проблемой менталитета, он собрал и классифицировал несколько десятков распространенных дефиниций ментальности, взяв за образец хорошо известную классификацию определений культуры А. Кребера и К. Клакхона, появившуюся в труде «Культура. Критический обзор концепций и определений» [см.: Додонов, 1998]. Структура классификации Р. А. Додонова послужит нам основой. Некоторые определения менталитета самостоятельно найдены нами в трудах зарубежных и отечественных ученых и добавлены в классификацию.

1.Описательные определения, которые в основном сосредоточены на перечислении компонентов менталитета:

● «ментальность, менталитет — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность — совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом» (В. П. Визгин) [Современная западная философия, 1998];

● менталитет — «совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных для какой-либо общности людей или группы, состояние ума», «совокупность манер поведения, мышления, суждения о чем-либо, моральные установки, склад мышления» [цит. по: Пушкарев, 1995, 160].

2.Психологические определения, где термин «менталитет» относится к психологическим категориям. При этом авторы подобных дефиниций определяют менталитет через такие понятия, как мышление, эмоции, потребности, архетипы, когнитивные эталоны, смыслы, мотивы, убеждения, идеалы, склонности, стереотипы и т. д.:

● ментальности — «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не сознаваемые) манеры мыслить, подчас лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли» [Гуревич, 2005а, 535];

● ментальность — «характерная для конкретной культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте» (И. Г. Дубов) [цит. по: Додонов, 1998].