Смекни!
smekni.com

Искусство Швейцарии эпохи Возрождения (стр. 1 из 2)

Содержание:

1. Основные понятия

· Общая информация;

· Маньеризм;

2. Швейцария XIV-XVI в.в.:

· Архитектура;

· Типы поселений/построек ;

· Изобразительное искусство ;

3. Выдающиеся личности эпохи Возрождения:

· Урс Граф ;

· Никлас Мануэль Дойч ;

· Ганс Лей Младший ;

· Ганс Гольбейн Младший ;

· Тобиас Штиммер и Йост Амман

4. Приложения:

· Урс Граф «Битва Св.Геогрия с драконом»

· Ганс Гольбейн Младший «Анна Клевская»

Ренессанс (Возрождение) (Renaissance), эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру. Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения.

Живописцы Ренессанса создали цельную, с внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения, о чем свидетельствуют творения Джотто и Мазаччо. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности. Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века - Высокое Возрождение - ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим.

Северные художники в основном подражали лучшим итальянским образцам, и только немногие, например Ян ван Скорел, сумели создать свой стиль, который отличался особой элегантностью и грацией, - маньеризм.

Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.).

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны удлинённость фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. К ведущим скульптурам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.

За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин "Маньеризм" применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. "Маньеристскими" именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример - двухтомный роман "Эвфуэс" (1578-1580 гг.) Джона Лили, породивший термин "эвфуизм", означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В музыке "маньеристским" считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.

Швейцария XVI-XVII вв.

Изобразительное искусство.

Главные достижения швейцарского изобразительного искусства эпохи Возрождения были связаны, как и в Германии, с первой третью XVI в., хотя зарождение нового отношения к окружающему миру сказалось уже в первой половине XV в. Немецкий художник Конрад Виц, работавший в Базеле, в своей алтарной живописи создал в сцене чуда один из первых европейских пейзажей с изображением конкретной местности — берега Женевского озера (1444). В конце века ряд мастеров Фрибура, Берна, Базеля, Цюриха обратились в живописи, в основе еще готической, к попыткам достоверной передачи сцен в интерьере и на фоне природы.

Одним из самых талантливых художников первых десятилетий XVI в. был Урс Граф. Родился в Золотурне около 1485 в семье золотых дел мастера. Обучился у отца ювелирному ремеслу. Работал в Базеле, Страсбурге, Цюрихе и снова Базеле, где в 1518–1523 служил на монетном дворе. В качестве наемника-ландскнехта участвовал в военных кампаниях в Италии и Бургундии. Помимо моделей для монет и печатей создавал витражи и картины, однако в историю вошел как мастер графики. Его композиции пером (чисто линейные, на белых листах, либо на темной и цветной бумаге с легкими тонально-световыми штрихами) представляют собой уже вполне самостоятельные рисунки, а не наброски для живописи. Причем самостоятельность эта не сводилась у Графа к традиционной иконографии, к портретам и пейзажам (что было и у многих других пионеров рисунка), выделяясь своей дерзкой вольностью, игнорирующей привычные каноны. Расцвет его искусства наступил в середине 1510-х годов, причем натурные мотивы со временем все чаще уступали место фантазиям. Наиболее характерны для мастера мотивы солдатской жизни, воплощенные в духе острого гротеска, показывающие антигероическую, смешную или страшную, изнанку войны. Черты черного гротеска проступают и в его религиозных рисунках .

Говоря о швейцарской живописи эпохи Возрождения, нельзя не отметить ее непосредственную связь с немецкой живописной школой. Тесные контакты живописцев этих двух стран наладились еще в средние века, а в переходный от готики к Ренессансу период они дали о себе знать с особой силой. Об этом свидетельствует творчество живописца Конрада Вица, стремившегося соединить в своих произведениях готическую жесткость формы с ренессансным пониманием пространства. И хотя швейцарские мастера в это время во многом копируют нидерландскую живопись, немецкие влияния нисколько не ослабевают. Напротив, к XVI веку их роль настолько возрастает, что можно уже говорить о своеобразном швейцарском варианте немецкого искусства. Перед швейцарскими художниками встают те же идейно-художественные проблемы, что и перед немцами, а они оказываются естественным образом вовлечены в сферу ренессансной культуры.

Однако швейцарцы в полной мере сохраняют и своеобразие своего национального искусства. Сюжеты их работ во многом связаны с теми жизненными условиями, в которых работали мастера. Их картины, если даже они написаны на исторические или мифологические сюжеты, отражают многие аспекты их современной действительности как в социальном, так и в бытовом плане. Что касается стилистики этих произведений, то она наиболее специфична в графике, тогда как живопись тяготеет к стилю немецких художников.

Все эти особенности присущи творчеству большинства швейцарских мастеров эпохи Возрождения: Г. Лея Старшего (1465—1507) и Младшего (1490—1531), Урса Графа (1485—1527/28), Т. Штиммера (1539—1584), Н. Мануэля (Дойча).

Никлаус Мануэль, по прозвищу Дойч, родился в Берне в богатой бюргерской семье. Сначала он обучался живописи по стеклу, а уже потом приемам живописи и графики. Помимо этого он был широко образован, о чем свидетельствуют хотя бы избираемые им для картин сюжеты. Дойч, как и большинство швейцарских художников, был ландскнехтом, то есть военным. Это, несомненно, наложило особый отпечаток на все его творчество. Характерная для жизни ландскнехтов смена бурного веселья и военных действий, их любовь к социальной независимости и свободе - все это создавало специфическую атмосферу, в которой рождались произведения Дойча. И, конечно, художник не мог отдавать все свои силы этому занятию. Дойч посвятил изобразительному искусству всего около десяти лет своей жизни. Уже в 1523 году, когда им была получена должность наместника в Эрлахе, художник ликвидирует мастерскую и бросает живопись.

Все способствовало свершению этого события и характер мастера, мятущийся и неуживчивый, и его образ жизни с постоянными переездами и военными походами (как ландскнехт он участвовал в итальянских походах в 1516— 1522 годах). Однако он не прервал творческой деятельности. Дойч обращается к литературе, становится писателем, последователем Реформации. Из-под его пера выходят комедии «О римском папе и его священстве» и «О противоположности между папой и Христом».

Изобразительное наследие Дойча невелико. О несохранившихся монументальных работах можно судить лишь по редким репликам в станковых формах. Так, роспись доминиканского монастыря в Берне «Пляска смерти» находит аналогии лишь в небольшой картине «Девушка и смерть» 1517 года. А о его витражах, которые художник делал для зала суда того же города не известно практически ничего. Однако станковые произведения Мануэля говорят сами за себя. Они полны характерных для немецкой ренессансной живописи черт: интереса к натуре и ее реалистическому изображению, склонности к брутальному и динамическому восприятию действительности, к драматическим эффектам.