Смекни!
smekni.com

Романтизм как направление в искусстве (стр. 15 из 15)

- Открыли принцип историзма (просветители судили о прошлом антиисторически для них существовало "разумное" и "неразумное"). Увидели в прошлом человеческие характеры, сформированные своим временем. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.

- Интерес к сильной личности, которая противопоставляет себя всему окружающему миру и опирается только сама на себя.

- Внимание к внутреннему миру человека.

-Романтизм получил широкое развитие как в странах Западной Европы, так и в России. Однако романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Настоящей причиной возникновения романтизма в России стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы.

Особенности русского романтизма:

- Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

- Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

- Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи -- иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

-В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее выразительно – в скульптуре и архитектуре.

-Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира. Романтизм в живописи тесно связан с сентиментализмом.

-Благодаря романтизму личное субъективное видение художника принимает форму закона. Импрессионизм до конца разрушит преграду между художником и натурой, объявив искусство впечатлением. Романтики говорят о фантазии художника, “голосе своих чувств”, который позволяет остановить работу тогда, когда мастер считает это нужным, а не как требуют академические мерки законченности.

-Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в русской литературе Жуковский, А.Пушкин, М.Лермонтов и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский, А.Венецианов, А.Орлорский, В.Тропинин и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.

-Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.

-Романтизм в России как мироощущение существовал в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников "Голубой розы". Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.

-Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живёт в мировом искусстве.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амминская А.М. Алексей Гаврилович Внецианов. -- М: Знание, 1980

2. Ацаркина Э.Н. Алексдр Осипович Орловский. -- М: Искусство, 1971.

3. Белинский В.Г. Сочинения. А.Пушкин. – М: 1976.

4. Большая советская энциклопедия (Гл.ред. Прохоров А.М.). – М: Советская энциклопедия, 1977.

5. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л: Музыка, 1983.

6. Василий Андреевич Тропиин (под ред. М.М.Раковской). -- М: Изобразительное искусство, 1982.

7. Воротников А.А., Горшковоз О.Д., Ёркина О.А. История искусств. – Мн: Литратура, 1997.

8. Зименко В. Александр Осиповч Орловский. -- М: Государственное издательство изобразительного искусства, 1951.

9. Иванов С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М: 1989.

10. Музыкальная литература зарубежных стран (под ред. Б.Левика).— М: Музыка, 1984.

11. Некрасова Е.А. Тернер. -- М: Изобразитнельное искусство, 1976.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Государственное издательство иностранных и русских словарей, 1953.

13. Орлова М. Дж. Констебль. -- М: Искусство, 1946.

14. Русские художники. А.Г.Венецианов. – М: Государственное издательство изобразительного искусства, 1963.

15. Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1 половина). – М: Высшая школа,1976.

16. Турчин В.С. Орест Кипренский. -- М: Знание, 1982.

17. Турчин В.С.Теодор Жерико. -- М: Изобразительное искусство, 1982.

18. Филимонова С.В. История мировой художественной культуры.-- Мозырь: Белый ветер, 1997.