Смекни!
smekni.com

Русская культура 9-13 вв. (стр. 3 из 3)

Вершиной свободного овладения многовековой премудростью является выдающийся памятник дво­рянской общественной мысли "Моление Даниила Заточника" ("Послание Даниила Заточника к великому князю Ярославу Всеволодовичу", 1-я четв. XII в.). Ав­тор - блестящий представитель средневекового оратор­ского искусства, острослов, склонный к скоморошьему балагурству. Этот человек, очевидно, пострадавший от боярского административного произвола, горько смеется над собственными несчастиями и одновременно восхва­ляет князя, рассчитывая на его милость и поддержку. "Моление" наполнено афористичными изречениями, пословицами и образными рассуждениями. Образован­ность автора ярко проявилась в использовании книжно­го материала, который занимает в сочинении большое место, - он по памяти цитирует не только Священное писание, но и летописи.

Эти и другие замечательные литературные произ­ведения демонстрируют высокий уровень русской куль­туры накануне монгольского нашествия. О том же свидетельствуют и памятники зодчества, живописи и при­кладного искусства XII-XIII вв.

Живопись

С закатом Киевской державы отошло в прошлое искусство "мерцающей живописи" - мозаика - слиш­ком дорогостоящей была бы она для удельных князей. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи, техника которых отличается большой гибкостью, палит­ра не зависит от набора мозаичных кубиков. В услови­ях феодального дробления в живописи, как и в зодче­стве, заметнее стали проявляться региональные особен­ности, началось формирование местных художествен­ных школ. В развитии живописи можно видеть две тенденции. С одной стороны, возрастало влияние церк­ви, которая в борьбе с языческими пережитками ужес­точала контроль за соблюдением канонических требова­ний. В результате образы святых становились более суровыми и аскетичными, усиливались линейность и плоскосность изображенияю. С другой стороны, в ис­кусство местных школ, далеких от митрополичьей ка­федры, активнее проникали элементы народной культу­ры.

Во времена Андрея Боголюбского владимиро-суздальская живопись делала первые самостоятельные шаги. Небольшие фрагменты фресок 1161 г. сохрани­лись в Успенском соборе Владимира. Самая ранняя из известных владимирских икон — "Боголюбская Богома­терь" (сер. XII в.) стилистически близка знаменитой византийской иконе "Владимирской Богоматери" (ГТГ), попавшей в Киев из Константинополя в начале XII в. и вывезенной в 1155 г. Андреем Боголюбским во Влади­мир (отсюда ее название). Икона стала одной из самых прославленных на Руси и почиталась чудотворной, позже

с нее были выполнены два списка (копии). Тип же изображения, называемый "Умиление" (Богоматерь держит младенца Христа на руках и прижимается к нему щекой), стал традиционным и излюбленным наРуси.

Живопись времен Всеволода Большое Гнездо пред­ставлена фресками Дмитриевского собора, созданными выдающимися византийскими и русскими мастерами, и немногочисленными, но первоклассными иконами. "Бо­гоматерь Оранта — Великая Панагия" (Молительница Всесвятая) - одна из лучших русских икон, новые свойства которой состоят в укрупнении не только обра­за в целом, но и деталей, подчеркнутой декоративности. Не менее замечателен образ "Дмитрий Солунский" из Успенского собора г. Дмитрова (кон. XII в., ГТГ), воп­лощавший русский воинский идеал и символизировав­ший общерусское единство, - Дмитрий изображен на княжеском "столе" с мечом на коленях, как судия и защитник подданных. Перерабатывая творческий опыт Киева и других городов, владимирские художники со­здали собственный изобразительный язык, удивляющий изяществом формы, богатством колорита, нарядностью. Это свидетельствует о становлении владимиро-суздальской живописной школы.

Становление новгородской школы во второй поло­вине XII-XIII вв. происходило в специфических услови­ях демократизации жизни вечевой республики, отстаи­вания древних полуязыческих обычаев и борьбы с за­падной экспансией. Ведущее место в искусстве Новго-Едда принадлежало монументальной живописи, гдеособенно отчетливо проявился процесс трансформации византийско-киевской традиции. Росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге (1167) - один из последних новгородских памятников грекофильского направления. Но и здесь уже видны новые художественные элементы - усиление линейной стилизации форм, графичность, которая однако не привела к обеднению колорита. Фрески церкви Спаса-Нередицы (1199) представляли собой редчайший памятник новгородской монументаль­ной живописи. Хотя церковь Спаса была княжеским храмом, здесь уже нет традиционной утонченности письма и усложненной символики композиции. Язык стенописи почти фольклорный, образы святых наполне­ны еще большей энергией и суровостью, вместо при­вычных византийских ликов со стен храма смотрели энергичные новгородцы.

Новгородская школа станковой живописи пред­ставлена своеобразными произведениями, написанными в различной художественной манере. В иконах XII—нач. XIII вв. сохранились византийско-киевские традиции. Такова, например, икона "Спас Нерукотворный" (XII в., ГТГ), изображающая торжественно-возвышенный,

суровый лик Христа с огромными глазами. На русских воинских хоругвях изображали именно этот образ Хоиста-триумфатора. К нему стилистически близки две амечательные новгородские иконы: монументальное "Устюжское Благовещенье" из Юрьева монастыря (нач. XII в , ГТГ) и оглавное изображение Архангела, обычно называемое "Ангел златые власы" (II-XIII вв., ГРМ). Соприкосновение двух художественных направлений -традиционного и более свободного, с преобладанием местных черт, - демонстрирует икона "Успение" (1-я треть XIII в., ГТГ), происходящая из новгородского Десятинного монастыря, и образ Николая Чудотворца из Новодевичьего монастыря в Москве (нач. XIII в., ГТГ). Хотя в целом эти произведения принадлежат к византийскому направлению, в них уже определились местные черты: обобщенность линий и укрупненность форм, острота характеристик образов (суровость и вну­шительность), звучность колорита (сочетание контраст­ных цветов - белого, красного, синего, зеленого и др.), которая столь характерна для позднейших новгородских памятников.

Несмотря на раздробленность, культура всех рус­ских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления иразвития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.