Смекни!
smekni.com

Сетевая этика (стр. 1 из 4)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СЕТЕВАЯ ЭТИКА

(Этика и Интернет)

Подготовил: Ковалевский В.О.,

студ. III курса,

Спец. «Политология»

Проверила: Стародубцева В.Н.

ДОНЕЦК – 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………….…………………..………………………………………………………….3

1.Сущность и особенности Сетевой этики……..……………………………………..5

2.Основные нормы и принципы этики в Интернет…………………………..……….9

Заключение………………………………………………………………………………..…….15

Список использованных источников и литературы…………………………………….……17

ВВЕДЕНИЕ

Последнее время все сильнее и значимее становятся ранее одиночные голоса футурологов, уверенных в том, что будущее – это Интернет. Очень многие сейчас уже связывают информационное общество именно с Интернетом, как основе новейших информационных отношений. Интернет – это объединяющее начало, с которого собственно и начался переход к информационному обществу. Интернет – это генератор идей и новых информационных ценностей.

Данная работа – это не ода Сети, это попытка объективно подойти именно к вопросу об этических нормах, ценностях в Сети. Интернет – это целостный организм, это часть общественных отношений и этика присутствует в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если бы Сеть не основывалась на эстетических нормах, она бы потеряла свое «человеческое лицо», исчез бы объединяющий элемент, а сам Интернет стал бы лишь инструментом кучки негодяев, преступников, душевнобольных.

Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Сети, этике в ней придается уже немаловажное значение. С каждым днем вопрос об этических нормах в Сети приобретает все большую актуальность. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей несомненно нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.

Но что такое Интернет? Многие слышали это понятие, некоторые знают, что это информационная библиотека и одно из средств международного общения. Но, к сожалению, лишь немногие из этих многих представляют себе облик и сущность Сети. Именно с этих позиций вытекает так называемая демонизация Сети, приписывание многими ей ужасного облика и магической власти, исключающих к тому же какие-либо этические принципы и нормы.

По некоторым данным объем информационного наполнения глобальной информационной сети Интернет составил в прошлом, 1998, году около 12 терабайт (12x1012 байт) информации. Поистине, это ни с чем несравнимо! Информационная емкость легендарной Александрийской библиотеки примерно 1011 байт. Согласно результатам того же исследования, в среднем в Сети ежедневно появляется полтора миллиона новых страниц - около 20 в секунду. Информационная перистальтика Сети беспрецедентна![1]

Отсюда вытекает и степень ее этизации. Владелец WEB-страницы если будет заботится о ее популярности и оценке другими пользователями естественно скорее будет придерживаться этических норм, хотя и с некоторой поправкой на особенности Сети.

Итак, понятно, InterNet как средство массовой коммуникации достиг такого уровня развития и воздействия на общественную жизнь, который требует государственного вмешательства в виде принятия законов, регулирующих деятельность, связанную с InterNet, ибо государство выступает защитником своих граждан, в том числе и от некачественной или аморальной информации. Однако в то же время, и простые пользователи Сети не должны забывать про этические нормы. Сейчас в Интернете уже существуют достаточно много WEB-страниц, чатов и конференций, посвященных данному вопросу. И основная информация бралась, естественно, оттуда за неимением традиционных источников и глубоких исследований на бумаге.

По мнению большинства исследователей, данная проблема очень важна как для более упорядоченного развития Всемирной паутины так и для становления нового высоко морального человека – субъекта информационного общества.

С целью определения направления такого регулирования в ряде стран были проведены специальные исследования, созданы общественные объединения, разрабатываются кодексы поведения в InterNet, разрабатывается InterNet-этика, принимаются законы. Все упомянутые документы доступны в InterNet, что делает излишним их пересказ или подробный анализ. Вместе с тем краткая их характеристика дает возможность понять направления развития сетевого законодательства, этики и опыта регулирования InterNet. «Интернациональная» природа InterNet позволяет утверждать, что проблемы законодательного регулирования деятельности в InterNet носят общий характер и одинаковы для всех стран. И именно страх государства перед перспективой иметь рядом с собой такой не контролируемый организм, все-таки способный влиять на сознание граждан, побуждает активно мыслящее мировое сообщество к правовому регулированию InterNet-отношений, в их числе и создание и поддержка сетевой этики.

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СЕТЕВОЙ ЭТИКИ

Итак, начало Интернет было положено 5 декабря 1969 г., когда три компьютера в Калифорнии (Лос-Анджелес, Санта-Барбара, Менлоу-Парк) и один компьютер в штате Юта были соединены друг с другом. Этот момент можно считать официальным началом ARPAnet - сети, которая в итоге мутировала в Интернет.

На сегодняшний день в мире существует около 2 млн. серверов и по последним данным около 260 млн. пользователей в Интернет. По прогнозам ведущих компаний Великобритании, 20% их продаж в 2000 году будет сделано непосредственно через Интернет… Таким образом Интернет становится тотальным в планетарных масштабах источником всевозможнейшей информации и средой интерактивного общения. Если ЭТОГО нет в Интернете, значит, ЭТОГО не существует в природе!

За время существования Сети появился огромный, совершенно самостоятельный, неимоверными темпами набирающий в весе социокультурный пласт, ей посвященный, ею же сгенерированный. Здесь есть все необходимое для того, чтобы попытаться в нем (или с его помощью) существовать: наука, философия, искусство, этика, религия, эзотерика, экономика, виртуальный секс, хакеры, "Ассоциация подпольной музыки в Интернете"… Короче, здесь есть абсолютно ВСЕ.

Интернет – это большая сложная транспортно-информационная система из грибовидных (дипольных) структур, шляпка каждой из которых (собственно диполи) представляет собой мозг человека, сидящего за компьютером, в совокупности с самим компьютером, который как бы является искусственным продолжением мозга, а ножки - например, телефонная сеть, соединяющая компьютеры, или эфир, через который передаются радиоволны. В отличие от многих других объектов природы Интернет является уникальным объектом, что создает дополнительные сложности в его исследовании.[2]

Итак, Интернет - объект природы. Причем уникальный. Занятно! Тем более что за этой глобальной экспансией Сети никто не стоит, Интернет никем не контролируется и сознательно никем никуда не направляется в своем развитии.

Если бы в Сети существовали свои собственные реальные формы жизни, то для части представителей этих сетевых форм жизни белковое человечество выступало бы в качестве Творца (или Внешнего Ненаблюдаемого Наблюдателя). Кстати, не такое уж и невероятное допущение.

Многие провидцы, как их называют, принципиально не исключают самой возможности возникновения жизни собственно в Сети. Так, Стивен Хокинг, выдающийся современный английский астрофизик и космолог, еще пять лет назад заявил, что компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни. По его мнению, хотя компьютерные вирусы не имеют собственного "обмена веществ", они вполне могут "паразитировать на зараженном компьютере, используя его метаболизм". Точно так же настоящие вирусы паразитируют на пораженных ими организмах. "Единственная созданная человеком форма жизни, - подчеркнул Хокинг, имея в виду компьютерные вирусы, - служит исключительно для разрушения. Мы создали жизнь по своему образу и подобию".

Интернет как физическое явление развивается самостоятельно, то есть саморазвивается. Понять тип динамики этого процесса еще предстоит.

Естественно, здесь же поднимается вопрос и этики в Интернете. У нового пользователя сети кажущееся отсутствие этики вызывает беспокойство. В действительности сеть есть общество очень этичное, просто лишь этика его слегка отличается от обычной. Вернее будет сказать, что этика в сети слегка опережает в своём развитии этику обычного общества.

Сеть, являясь передним краем внедрения новых информационных и коммуникационных технологий, пользуется правом изменения и нововведения. Выделяются зачастую две пересекающиеся посылки сетевой этики, два ее принципиальных аспекта:

- проявление индивидуальности уважается и поощряется;

- Сеть – это действительно хорошо и ее следует защищать.

На пользователях Интернет это сказывается следующим образом.

В обычном обществе каждый может претендовать на индивидуализм, т.е. личную свободу, но во многих случаях индивидуализм должен идти на компромисс с интересами определенной общности, слоя, достаточно большой социальной группы.

Та же ситуация имеет место и в сети. Вы общаетесь, когда вам хочется и как вам хочется - разъездов не требуется. География уже не имеет значения. Ваш собеседник может быть в сети где угодно (и почти где угодно в мире). Поэтому возможно любое совершенно необычное сообщество. Возможно даже создание конкурирующих групп. Одни группы могут выбрать «встречи» по e-mail, другие - по доскам объявлений, третьи - через создание общих файлов, а некоторые еще как-нибудь. Люди свободны действовать так, как им нравится. Уже не нужно присоединяться к большой группе, чтобы обладать критической массой, и поэтому каждый может входить в некоторую более мелкую группу. Гонения за взгляды и вкусы строго воспрещены, за такие гонения любого могут выставить из сети. Никто поэтому не скажет, что так делать нельзя. Ценность информации для человека - личное дело этого человека: ею он может жить и за нее умереть, другой же не даст за нее и ломанного гроша. В открытом свободном обществе это должен понимать каждый, но все же многие пользователи сети, увы, очень нервны, что иногда накаляет страсти и, тем самым, создает неудобства другим пользователям, что снижает полезность Сети.