Смекни!
smekni.com

Средневековые цивилизации (стр. 6 из 6)

Социальная структура общества западной Европы.

Феодальное общество состояло прсящс всего мз сословий. Сословие -социальная группа обладавшая согласно загону правами и обязанностями передававшимися по наследству. Средневековое западноевропейское общество состояло из трех сословий:

· Духовенство.

· Входили рыцари, светские феодалы, дворяне.

· Горожане и крестьяне.

Первые два сословия были привилегированные. Принадлежность к сословию была наследственной и определяла имущественное положение. Иерархическая структура общества затрудняла переход из одного социального слоя в другой. Он в принципе был не возможен. Одна из отличительных черт средневековой цивилизации запада корпоративизм. Средневековый человек всегда чувствовал себя частью коллектива, общности. Он принадлежал к различным общностям и объединялся по великому множеству признаков. Он мог принадлежать к различным корпорациям одновременно. Сельские общины, ремесленные нем, монастыри, духовно рыцарские ордена, воинские дружины - все это пример некоторые корпораций. У корпорации была собственная казна. Корпорации основывались на консолидации, взаимопомощи и поддержке. Корпорация не разрушала феодальную иерархию но придавала силу и сплоченность различным слоям.

Сословно-представительная монархия. Институты западноевропейской средневековой демократии.

Наиболее широко распространенной формой управления в эпоху раннего и средневекового средневековья была монархия. Причем в западноевропейском средневековье существовало несколько видов монархии. Например империи, королевства, княжества, герцогства. В раннем средневековье роль королевской власти была весьма значительной. Но мощным противовесом ре являлась церковь. В тоже время в раним средневековье набирали силу феодалы. Что в свою очередь вело к феодальной раздробленности, к ослаблению власти короля. Но в 10-11 веке в Европе произошла реанимация римских городов. На месте римских городов начали создаваться средневековые юрода, которые являлись центрами торговли и ремесла. Но еще в раннем средневековье те города которые потустранировали являлись политическими и административными центрами. В них находились резиденции государей, феодалов, епископов. Но в последствие они стали прежде всего центрами ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу средневековья в городах зародился новый класс - буржуазия. С появлением городов нарастает волна городские движений. Города борются за свои права и интересы. Права и интересы сводились к получению привилегий, которые города покупали за деньги. Сделка оформлялась в виде специального документа, который назывался хартия. Первый пример такого рода дала Англия. В 13 веке вороны заставили короля Иоанна безземельного подписать великую хартию вольностей, ограничивающую королевскую власть.

Политическая консолидация феодалов, а именно и дворянства и духовенства с одной стороны и горожан в виде особых сословий привела к образованию сословие представительных учреждений. Так возникла феодальная монархия сословных представителей или сословная монархия. В 1265 году был создан первый парламент. В котором кроме баронов и высшего духовенства заседали представители свободного населения графств и крупных городов. В скоро произошло разделение этого парламента на палату лордов, в ней заседали представители светской и духовной аристократии, и на палату общин, в ней заседали представители среднего класса. Таким образом уже в 13 веке в Англии установилась монархия ограниченная парламентом, форма правления которой существует там и по сей день. В 14 веке во Франции впервые был созван сословно-представительный орган, который назвали генеральные штаты. В 15 веке в Испании появился такой же сословно-представительный орган, который назвали кортесы. В 16 веке в германии возник тоже такой орган под названием рейхстаг.

Второй хотя и менее распространенной формой государственного правления в средневековой Европе были города-республики. Во главе например Венецианского города стоял правитель, дож. Его правление было пожизненным. Законодательным органом являлся большой совет. Однако фактическая власть в городе принадлежала нескольким купеческим семьям.

Имперские города германии формально подчинялись императору, но в действительности являлись независимыми городскими республиками. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету.

В северной Франции и Фландрии появились города коммуны. Они освобождались от повинностей в пользу феодалов и имели собственное правление.

Средневековое европейское общество было иерархическим. На вершине феодальной власти находился король. Его правление носило неличный частно-правовой характер. Он прежде всего был сеньором крупнейших феодалов. Другие феодалы были его вассалами. Власть короля основывалась на договоре, на условном пожалование им земель. Крупные феодалы получали землю под условие несения службы, чаще военной. Крупные феодалы могли иметь вассала и передавать ему часть этой земли. В низу иерархической лестницы находились крестьяне. Основой феодального строя это монопольная собственность феодалов и феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодалов. Ключевая формула гласит нет сеньора нет земли без сеньора. Плата за пользование землей бралась в виде ренты. Существовало 3 формы ренты:

· Натуральная. Барщина.

· Продуктовая. Продуктовый оброк.

· Денежная.

· В раннее средневековье преобладала первая форма ренты - барщина. Она дополнялась жесткими формами личной зависимости крестьян перед феодалом. Феодал чинил самосуд над крестьянами, ограничивал их свободу наследования. С 12 века барщина постепенно начала отходить. В феодальном обществе формировалось 2 класса: класс феодалов и класс крестьян.

Средневековая культура запада. Менталитет средневекового человека.

Менталитет это система определенных традиций, ценностные ориентации по которым живет общество. Общая численность западноевропейской средневековой цивилизации составляло около 70 миллионов человек. Средневековая цивилизация запада молода. Ее средний возраст 30-35 лет. Средневековый человек жил в мире который был пронизан духом христианства. В интеллектуальной жизни особое значение занимала теология. Огромное цивилизующее значение имела на западе таинство исповеди. Оно заставляло человека оценивать свои поступки. Приучать себя к само дисциплине и к определенному самоограничению. Средневековый человек воспринимал мир иначе чем воспринимаем мир мы с вами. Для него одинаково реальным представлялся и тот мир который его окружал и потусторонний мир. Поскольку эти две реальности совпадали то общим фоном в котором существовал средневековый человек являлся фоном страха. Средневековая цивилизация запада внесла очень большой вклад в общечеловеческую культуру. Средневековая цивилизация включила в орбиту мировых цивилизаций народы борбарикума. Народы борбарнкума это народы варварских племен находившихся на ступени разложения первобытнообщинных отношений.

Впервые в истории человечества такое понятие как граница, которая разделяла Рим и варварские племена, появилось в римской империи. И после падения римской империи весь огромный варварский мир в который входили: кельтские, германские, славянские, финно-угорские, балтийские был втянут в воронку формирования новой средневековой цивилизации. То есть все племена, народы борбарикума фактически оказались в зоне этой цивилизации. Первое значение средневековой цивилизации заключался в том что огромный варварский мир был втянут в сферу цивилизационного процесса. Второе, в эпоху средневековья начинают складываться, зарождаться различные национальные культуры в европейски! государствах. Третье, именно в эпоху средневековья произошла социальная дифференциация культуры. Появились народная, рыцарская, городская, крестьянская культуры. Оживление культуры происходило при императоре Карле Великом. Оно получило такое в научной литературе определение как Каролинское возрождение. В период развитого феодализма культура стала светской, городской. Появилось такое направление как халатика. Халатика это метод познания, который основан на строгой логике рассуждений. В период развитого средневековья западноевропейской цивилизации бурное развитие получила письменность. Сначала писали на восковых табличках, затем на пергаменте. В качестве пера (ручки совр.) использовали отточенную палочку из кости, которая называлась килом. Лишь в 15 веке знаменитый исследователь Иохан Гуттснберг впервые придумал печатный станок. В Майнмс на этом станке впервые была напечатана библия. Бурное развитие также происходит в литературе. Появляется сочинение героического народного эпоса. Но кроме развития литературы важное место занимала и наука. Появилась идея создания часов и в 15 веке они были созданы. В эпоху средневековья появились первые университеты. Первый университет в Европе появился в 12 веке в Болонье. Этот университет возник из юридической школы.

В западной Европе на протяжение всего средневековья сохранилось особое воспитание знати, эта форма получила название рыцарская. Обычно светские феодалы до 7 лет воспитывались в семье, А затем отправлялись к сеньору. У которого они наводились с 7 до 21 года. С 7 до 14 лет они были при дворе в качестве пажей, а затем в качестве оруженосцев. Дети феодалов постигали правило этикета, воспитывали в себе чувство долга и благородства.

Таким образом можно сделать заключение по истории средневековой цивилизации. Средневековая цивилизация запада одна из наиболее ярких из цивилизаций в истории человечества. В эпоху средневековья были заложены основы демократии, формировался рациональный, практичный тип западноевропейского человека. Эпоха средневековья это эпоха прорыва дальнейшего развития литературы, науки, искусства. Это эпоха строительства тех городов в Европе которые мы видим в современности. Важной особенностью средневековой цивилизации являете» то что религия становится доминирующим фактором развития общества. Особая роль принадлежит церкви, которая контролировала государство и подталкивала его к диалогу. Церковь формировала особый тип человека.