Смекни!
smekni.com

Типологические черты культур Древнего Востока (стр. 3 из 4)

В Древнем Китае, в отличие от Древнего Египта, имелись большие лесные массивы, довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пёстрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами. На основании археологических данных можно утверждать, что Китай был заселён уже в каменном веке.

Китайская традиция убеждает, что в XVII в. до н.э. было основано государство Шан (по названию наиболее сильного тогда племени). Соседи этого государства назвали его Инь. От этой культуры до нас дошло большое количество памятников материальной культуры, что свидетельствующее о переходе к осёдлости, земледелию и скотоводству. Для изготовления различных орудий используется уже не только камень и кость, но и медь, а затем и бронза. Археологические данные свидетельствуют о начале имущественного расслоения. Правители (ваны) из племенных вождей превращаются в царей – основателей династий. Начинается и процесс централизации, а царю присваивается титул «сына Неба».

Однако царство Шан (Инь) оказалось непрочным, и оно эффективно противостоять атакам соседнего племени Чжоу. В китайской традиции считается, что последний царь царства Шан был разгромлен вождём племени Чжоу, и покончил жизнь самоубийством. В результате на смену государства Шан приходит государство Чжоу. Новая династия просуществовала до III в. до н.э.

Время правления династии Чжоу обычно делится на три периода – время Западного Чжоу (XII – VIIIвв. до н.э.), потом Восточного Чжоу (VIII – Vвв. до н.э.) и Чжаньго (так называемую эпоху «Воюющих царств», охватывающую отрезок времени от Vдо III вв. до н.э.). Последний период был, собственно говоря, переходным временем. Кроме того, следует учитывать, что эпоха Чжоу характеризуется политической и экономической раздробленностью, и на территории Древнего Китая существовали десятки самостоятельных, в сущности, государств. Некоторые исследователи считают, что их количество исчислялось даже сотнями.

Для периода Западного Чжоу характерно усиление родовой знати. Земля находилась всобственности общин, и существовала «колодезная система». Суть её заключается в том, что вся территории, являющаяся собственностью данного селения, разделяется на девять частей. Название происходит от того, что схема такого деления по своему виду напоминала китайский иероглиф, означавший «колодец». Из девяти наделов восемь отдавалась семьям, а центральный девятый обрабатывался всей общиной; урожай с него шёл на нужды общины. Правда, позже этот урожай перешёл в собственность царя.

В этот период, предпринимались попытки создания централизованного государственного правления. Вводятся должности трёх советников царя: великого наставника, великого учителя и великого покровителя. Их функции распределялись следующим образом: первый занимался делами культа, второй – работами, прежде всего ирригацией, а третий – военным делом. Однако, всепопытки централизовать государственную власть заканчивались провалом, сталкиваясь с сепаратистскими тенденциями местных правителей. Были периоды, когда местные царьки оказывались могущественнее главного вана. Стремление к централизации ослаблялось и традиционным для первых осёдлых культур фактором – натиском и набегами кочевых племён.

Если в эпоху Западного Чжоу столицей был город Хао, то в эпоху Восточного Чжоу столица переносится в город Лои (современный Лоян). В эпоху Восточного Чжоу сепаратистские тенденции не ослабевают, и среди борющихся между собой государственных образований выделяются сильнейшие. В эпоху Чжаньго, т.е. «Враждующих царств» таких сильнейших образований насчитывалось семь. Именно в эту эпоху был достигнут некоторый прогресс в деле интеграции Китая, что не замедлило сказаться на экономической сфере. Появляются железные орудия труда, совершенствуется ремесло, в частности, больших успехов древние китайцы достигли в выделке шёлковой материи. Появляются первые металлические деньги. Однако, все эти прогрессивные процессы сдерживаются непрекращающейся враждой самостоятельных царств.

Любопытно, что именно ирригационная система, точнее, необходимость согласованных действий при её обслуживании и эксплуатации, послужило к объединению страны. Ведь отсутствие согласованности могли привести (иногда действительно приводило) к прорыву полтин и дамб и к затоплению больших участков; т.е. в сущности, к стихийным бедствиям. К централизации подталкивали потребности расширяющейся торговли. Объединённые усилия были нужны и для противостояния кочевникам. В результате действия факторов интегративные процессы начинают усиливаться.

Главную роль при этом сыграло государство Цинь, располагавшееся в западных районах Китая и простиравшееся до берегов великой китайской реки Янцзы. В IV в. до н.э. сановник по имени Шан Ян провёл в царстве Цинь очень важные реформы, позволившие государству собрать большие средства для реорганизации устоев сельской общины и её опоры патриархальной семьи. В результате в III в. до н.э. государство Цинь побеждает всех соперников, и ему удаётся низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху Ин Чжена (246-210 гг. до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие на территории Китая. В 221 г. до н.э. он принял титул императора (по-китайски - хуанди) и вошёл в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племён была построена Великая Китайская стена.

Длина Великой Китайской стены – около 4 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и оп степям, и по пустыням. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племён. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

Правление Цинь Шихуанди отличалось крайней жестокостью и даже деспотичностью. Он распространил установление Шин Яна на всю территорию Китая, а старая наследственная власть была отстранена от управления. Естественно, это вызвало сильное недовольство сопротивление. Это развязало руки Цинь Шихуанди, и он начал массовый террор против всех несогласных. Император заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его честь сооружались храмы и дворцы. По всей видимости, к концу жизни Цинь Шихуанди заболел манией преследования. Поэтому неудивительно, что сразу после его смерти в Древнем Китае вспыхнуло восстание, костяк которого составляли крестьяне и рабы. В 207 г. до н.э. один из вождей восстания, деревенский староста Лю Бан сверг последнего представителя династии Цинь и стал основателем новой династии. Она вошла в историю под именем Первой, или Старшей, династии Хань.

Лю Бан в первую очередь восстановил, начавшую разрушаться, централизацию страны, стремился, как то возместить ущерб пострадавшим от династии Цинь. Однако по мере усиления династии Хань деспотические порядки начинают возвращаться. Естественно, что тут, то там вспыхивают восстания, что заставляет идти правителей на некоторые уступки. В 9 г. н.э. династия Хань была свергнута. В условиях междоусобицы и народных восстаний представители свергнутой династии Хань выдвинули из своих рядов Лю Сю, объявившего себя императором. Это было началом второй, младшей династии Хань. В конце II в. н.э. Китай вновь входит в полосу потрясений и в 220 г. н.э. он распадается на три царства.[2.стр.93-97]

После 220 г. н.э. Китай вступает в иную полосу своей истории, и соответственно культуры. Но, как мы видим, основной чертой Китайской культуры является бережное отношение к традиции. Поэтому необходимо обратиться к тем временам, когда принципы этой традиции только формировались.

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства.

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императора, а второстепенные в сановников.

Так же Древний Китай качественно отличается других цивилизаций Древнего Востока своим мировосприятием и религиозными верованиями. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек-общество».

Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный. Подобная религиозная картина позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний изначально совершенен, гармоничен и его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществление гармонии.