Смекни!
smekni.com

Философско-религиозные системы Древнего Китая (стр. 3 из 3)

Ян Чжу отрицал наличие в мире какой бы то ни было сверхъестественной силы и настаивал на том, что все во вселенной подчинено закону естественной необходимости.

Основным содержанием учения Ян Чжу было наивно-материалистическое представление о человеке: подобно всем другим существам, человек состоит из пяти первоэлементов материального ци и отличается от остальных живых существ только тем, что обладает разумом.

Другим постулатом, который проповедовал Ян Чжу, было полное отрицание потустороннего мира и бессмертия души. По его словам, смерть – это естественно необходимое явление: «В жизни все вещи отличаются друг от друга, в смерти же все они равны. В жизни мудрые и глупцы, знатные и незнатные – и это то, что различает их (людей). В смерти же есть тление и уничтожение, тление и разрушение – вот, что делает их равными».

Со смертью человека прекращается его существование, исчезает его дух. Человек не должен интересоваться тем, что будет после его смерти. Ян Чжу призывал относиться к смерти с философским безразличием, как к естественному, закономерному явлению, и стремиться к максимальному использованию радостей жизни.

Особенно яростным нападкам подвергалось это учение со стороны конфуцианцев. Если сам Конфуций не проявлял особого философского интереса к проблемам бытия, то его последователи, напротив, зачастую позволяли себе весьма жесткие высказывания направленные против представителей материалистического течения в китайской философии. Так, один из идеалистов, конфуцианец Мэн-цзы, обвинял Ян Чжу в крайнем эгоизме и утверждал, что «(принцип) Ян Чжу – «для себя» - означал отрицание императора». Отмечая широкое распространение взглядов Ян Чжу, Мэн-цзы призывал к уничтожению его учения, как оказывающего пагубное влияние на умы и подрывающего самые основы конфуцианства.

После таких слов, казалось бы, что конфуцианство не имеет ничего общего с материалистическими идеями Ян Чжу, но исследования китайских ученых в 50-х годах XX века засвидетельствовали, что и в космогоническом учении Конфуция присутствуют материальные идеи. Так в «Лунь-Юй» (Беседы и суждения) говорится: «… все явления природы … происходят независимо от Неба, от Божества, сами по себе, естественным путем…».

С течением времени, эволюцию в сторону идеализма претерпел и даосизм. Последователи Лао-цзы извратили первоначальную наивно-материалистическую сущность, придав идеалистическое толкование важнейшей категории – дао, фактически обожествив ее.

Таким образом, философские системы Китая внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления китайской философской мысли привнесли особенный восточный колорит в мировую философию, как науку, позволив человечеству еще на шаг приблизиться к пониманию вечных вопросов бытия…

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия.

2. Культурология. История мировой культуры (под редакцией профессора А.Н. Марковой). Москва, Высшая Школа – 1998 г.

3. Философский словарь (под редакцией И.Т. Фролова). Москва, Политиздат -1987 г.