Смекни!
smekni.com

Форма и содержание в искусстве (стр. 2 из 5)

Так , «Теория подражания» действительности в искусстве зародившаяся ещё в античном мире и развитая гуманистами возрождения , и просветителями 18 века , считало содержанием искусства жизнь , природу , «натуру» , изображаемую в нем . Сторонники материалистически понимаемой теории «Подражания» на различных этапах её исторического развития – Аристотель , Леонардо да Винчи , Д.Дидро , Г.Лесслич .

Возникает проблема : проблема соотношения между физической реальностью и обьективностью искусства . В природе – развитие , бесконечный процесс , отличающийся многообразием форм , то в действительности искусства , они закрепляются в чистой и неподвижной форме , выступающей в виде завершенности или вечности . Действительность искусства есть нечто меньшее и в тоже время большее ,чем действительность природы , и всё же она тесно связана с последней . Это наглядно проявляется в пластических и изобразительных искусствах где произведения навеяны или показано природной действительностью . В этом контексте искусство сталкивается с противоречием . Будучи обусловлено своей формой оно предстаёт либо как идеальная истина , либо как простая моделирующая сила , либо как казенно творческая деятельность .

В кратком очерке 1789 г. “Простое подражание природе, манера, стиль”, Чете различает три ступени отношения между произведением искусства и действительностью природы . Художественное произведение может быть простым подражанием природе , и его ценность состоит в способности умело воспроизвести природный объект . Фламандский натюрморт является наиболее характерным примером подобного способа изображения . Способа низшей ступени , ибо искусство выступает здесь лишь как средство воспроизводства природы, изображённого с такой искусностью и старательностью, что она как бы поднемает собой само произведение искусства.

Более высокой ступенью, является манера, под которой подразумевается свободное , сообразное с темпераментом художника восприятие природной действительности .

Превращаясь в индивидуальную технику , такое восприятие устанавливается в качестве типичной манеры художника . Иными словами манера – это характерное в исскустве , которое одьективно закрепилось в индивидуальном или коллективном (школа) видении окружающей действительности. Только в том случае, когда художник в своем личном восприятии действительности освобождает последнюю от её абстрактной внешней формы и от значений , налагаемых её особыми отношениями , и выявлении её более глубокую суть в идеально – обьективной структуре , где дух и природа узнают друг друга , действительно происходит достижение наивысшей ступени искусства , т.е. стиля.

Природа создаёт живое безразличное существо . Художник , напротив , мертвое, но значимое , природа творит нечто действительное , а художник – мнимое . Природная действительность живёт , и её жизнь это не просто расцвет определённой идеи , а скорее борьба последней против воздействия случайных обстоятельств. Искусство по ту сторону жизни , в нем выражается чистая идеальная форма , выступающая в качестве необходимости , удовлетворяемой самой в себе и выступающейнепосредственно как прекрасное.

Гегель ставит проблему искусства . Его теория абсолютного духа состоит из трех моментов: Искусства , Религии , и Философии .

Понятие красоты у него не в качестве абстрактной ценности , формально определяющей отдельные красивые предметы , а как принцип , обуславливающий структуру эстетической сферы , и её внутреннюю напряжённость , её проблемы , её движения . Прекрасное- это чувственное проявление идеи , идеи не как всеобщей абстракции , а как всеобщего , заключающего и развивающего в себе особенное – само абсолютное единство ( являющееся бесконечным процессом , в котором действительное и разумное приспосабливаются друг к другу ) , поскольку оно выражается в конечной форме чувственного. Это есть проявление в чувственной завершенности абсолютного принципа единства и существования действительного . Красота самостоятельно реализуется в сфере искусства , которая является царством идеального , так как под «Идеальным» подразумевается нераскрывающаяся идея , а само её проявление во всей своей чистоте .

Это чувственная форма , освобожденная от игры необходимости и случайности , которой подвластен природный опыт , и уравновешенная сообразно с внутренней закономерностью индивидуального существования . Искусство есть по этому неподражание природной действительности , а создание идеального мира , уходящего своими корнями в чувственное , в котором чувственные формы свободны от своей относительности и конечности и становятся актуальностью идеи, которая вдыхает в них душу и наделяет их абсолютной духовной индивидуальностью . Из этого понятия идеального Гегель выводит как структурные элементы произведения искусства самого по себе и его различных отношениях , индивидуальных и общественных значениях , так и характер творческой субьективности художника .

В классическом искусстве форма и содержание соответствуют друг другу : они представляют собой проявления интуитивной человечности и ее чистой идеальности в качестве духа , когда индивидуальность обеспечивается целым и наоборот .

Это абсолютное искусство.

Абсолютное искусство проходит три стадии :

1 . Абстрактное произведение

2. Живое произведение

3. Духовное .

1. Искусство есть выражение абсолютного , идеального , нравственного равновесия в том виде , как оно идеально пережито субьектом .

1.1 Парвая форма непосредственна , абстрактна и единична . Это обьективное и материальное изображение божества . Художник вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию . Это не что иное , как индивидуалистическая определенность , не имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как деятельность вообще , выходящая за рамки самого произведения .

1.2 Вторая абстрактная художественная форма – есть выражение самосознания , сопровождающее изваяния божества и придающее ему ценность .

1.3 Третья форма , обьединяющая и организующая в себе две первых – есть культ .

2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества . Мистерия и праздненство : присутствие божества проявляется как вакханалия , с другой стороны как обожествление человека в его красоте . Оба эти момента обретают единство в языке искусства .

«Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении, таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости , а «внутреннее», деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе стороны слились воедино, в результате – художественная религия это единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность»

/Гегель. Сог. Т.4 стр.399/

Различные аспекты содержания

На вопрос о содержании искусства мы обычно отвечаем, что содержанием искусства является действительность. В конечном итоге это так: с большей или меньшей опосредовательностью, условностью, нормативностью, свободой воображения и фантазии искусство воссоздаёт окружающий мир, человека, ценности. Но поскольку содержание объекта заключено в нём самом, а не вне его, то и художественное содержание принадлежит сфере искусства.

Отделение тех компонентов искусства, которые обуславливаются действительностью, существующей независимо, от тех которые определяют творческим субъектом, представляет сложную теоретическую задачу. Конечно, эти стороны искусства ограниченно взаимосвязаны и в процессе творчества и в произведении искусства. Если в результатах научного исследования субъективные моменты максимально устраняются, то в искусстве они могут намеренно акцентироваться, представляя собой эстетическую и художественную ценность.

Требует определённого уточнения понятие объективного и субъективного применительно к художественной деятельности. Объектом отражения для искусства могут быть мысли, переживания, эмоции других людей, существующие помимо духовного мира творческой личности - это с одной стороны.

С другой - зависимость содержания искусства от творческого субъекта выражает зависимость не только субъективного, но и объективного характера так как воззрение, идеалы вкусы художника принадлежат не только лично ему, а указывают социально – исторические процессы действительности. Выражая свое мировоззрение, свои эмоции, художник их познаёт и объективизирует с помощью материально – выразительных средств искусства. Созданное художественное произведение становится фактом объективного эстетического воздействия на общество, в качестве эстетической ценности оно переживает своего творца, включается в культурно – исторический процесс наряду с другими ценностями. В свою очередь, творческая личность как «источник» содержания искусства отражается в акте субъективного, ценного «пересоздания» действительности и в процессе объективного социально – исторического бытия произведения искусства.

В силу того, что в эмоциональном отношении человека к действительности выражается ценность предмета или является для индивида, с его неповторимым личностным миром, нравственные ценности общественной жизни представлены в искусстве эмоционально – духовной их значительностью для целостной личности. В художественном содержании раскрываются духовные следствия той или иной философской, социально – психологической позиции человека.