Смекни!
smekni.com

Шумерская цивилизация (стр. 5 из 6)

При раскопках в Египте в слоях соответствующих эпохе культуры Урука были обнаружены привезенные из Шумера предметы роскоши, сосуды с ручками, пестики. Кроме этого здесь были найдены нехарактерные для этого района цилиндрические печати. Обращает на себя тот факт, что на сланцевой плитке древнейшего правителя Верхнего и Нижнего Египта Менеса присутствует типичный шумерский мотив, восходящий к эпохе Урука, - фантастические животные с длинными переплетёнными шеями.

На основе анализа человеческих фигур и конструкции лодок некоторые учёные сделали вывод, что на рукоятке кинжала из Джебель-эль-Арака изображена битва, разыгравшаяся между шумерами, прибывшими в Египет по Чёрному морю, и местным населением. Подобное предположение может показаться чересчур смелым, но факт, что в те отдалённые времена шумеры действительно добирались до Египта и оказали определённое воздействие на формирование египетской культуры, едва ли подлежит сомнению. Гипотеза, согласно которой не только иероглифическое письмо возникло благодаря шумерам, но и сама идея создания письменных знаков родилась в Египте под их влиянием, имеет своих сторонников.

Строительство крупных городов с бьющей ключём хозяйственной жизнью, великолепной архитектурой, бурно развивающимися ремёслами, возникновение письменности и создание систем счисления, овладение техникой строительства ирригационных каналов и связанный с этим расцвет земледелия, садоводства и животноводства, расширение торговли, развитие мореходства – вот в нескольких словах достижения этого периода истории Шумера, который назван (по месту важнейших археологических находок) периодом Урука.

3.3. Период Джемдет-Насра.

С

ледующий период, датируемый большинством учёных 2800 – 2600 гг. до н. э., получил название от города Джемдет-Насра, расположенного примерно в 35 км к северо-востоку от Киша. Кроме великолепных глиняных сосудов с чёрно-жёлтым орнаментом на тёмно-красном фоне археологи обнаружили здесь большое количество изделий из металла, но что особенно важно, первые признаки использования сплава меди с оловом. А это значит, что в период Джемдет-Насра Месопотамия вступила в бронзовый век.

Среди находок этого периода обращает на себя внимание изящная, прекрасная, культовая ваза из алебастра высотой в 1 м. Художник изобразил множество сцен, отражающих жизнь, обычаи и обряды шумеров. Рельефные украшения на этой вазе расположены тремя горизонтальными рядами, нижний из которых, в свою очередь состоит из двух частей: над животворными водами буйно колосятся хлеба, а над ними пасутся стада тучных коров и телят. Средний ярус заполняют идущие друг за другом обнажённые люди, в руках у них кувшины с молоком и вазы с зерном и всевозможными плодами. Это народ. Он несёт в кладовые храма плоды своего труда в полях, садах и на лугах. Верхний и самый широкий ярус рассказывает о приношении даров и жертв. Богиня Инанна, которую можно узнать по характерному символу из тростника, принимает дары от своих почитателей. Судя по размеру ног, непосредственно перед ней стоит энси. Он первым воздаёт почести богине. За правителем следуют знатнейшие жрецы. В глубине, как бы за спиной богини, видны большие сосуды, до краёв заполненные плодами, а также овцы, бык, коза и маленькие фигурки людей – может быть это слуги богини, а может жрецы, охраняющие её богатства. Разве не о самом главном в жизни шумеров, не о том, что обусловило их расцвет и могущество, рассказывает эта собранная из осколков ваза. Животворные воды, которые текли по вырытым людьми каналам и скапливались в водохранилищах, позволяли шумерам собирать с полей, лугов, садов и огородов богатые урожаи. Бесчисленные стада давали в изобилии молоко и шерсть. И всё это - они были убеждены - принадлежит не им, а божеству, чьей собственностью являлись и они сами. Они всё отдавали богу, получая от него свою долю через энси, наместника бога на земле и посредника между ним и людьми. Шумеры верили: только смиренное служение богам, только следование всем их предначертаниям, передаваемым через энси, может обеспечить благорасположение и защиту могущественных сил, которые создали вселенную и управляют ею и жизнью людей.

О культурном, экономическом и политическом развитии Шумера свидетельствуют не только те изделия, которые современному человеку кажутся произведениями искусства. Характер росписи глиняных сосудов также говорит о многом. Известно, что классификация керамики основывается на особенностях орнаментации глиняных изделий. В архитектуре символом эпохи шумеров стал небольшой изящный кирпич. Шумерские храмы этого периода поражают не размерами (они не внушительны), а совершенством архитектуры и великолепием отделки. Пример тому – храм Инанны в Уруке.

Политическая экспансия шумеров продолжается; возникают новые города-государства: Шуруппак, Эшнунна, Киш и др. Благодаря совершенствованию управления хозяйством растёт богатство шумерских городов-государств, а вместе с ним углубляется социальное расслоение; меняются религиозные представления шумеров, расширяется пантеон их богов и, по-видимому усиливаются раздоры и учащаются войны между отдельными городами-государствами. Отголоски этих войн можно найти в позднейшем эпосе и мифах, рассказывающих о тех далёких временах, когда люди были как боги, а боги как люди, временах, ставших не только для нас, но и для самых древних шумеров легендой, предисторией.

Глава 4. Историко-культурные памятники шумеров.

4.1. Легенда о всемирном потопе.

В

опрос о всемирном потопе коснулся и государства Шумеров. Леонардо Вулли обнаружил трёхметровый слой чистого песка без каких-либо следов человеческой деятельности, внезапно прерывающий культурные слои Ура. Это является бесспорным доказательством того, что около середины 4 тысячелетия здесь имел место мощный катаклизм, охвативший обширную территорию – по тем представлениям, огромную, чуть ли не весь мир. В городах, расположенных дальше к северу, толщина слоя чистых речных отложений не так велика как в Уре: около полутора метров в Уруке, около полуметра в Кише. На основании этих данных Вулли составил карту территории, охваченной потопом. Более поздние исследования показали, что многие города Месопотамии сохранили следы наводнений, происходивших в разное время: обнаруженные слои чистой земли относятся к различным периодам. Это открытие нанесло удар сторонникам идеи общемесопотамского всемирного потопа. Однако проблема великого наводнения, увековеченного месопотамской трагедией, продолжает существовать. Учёные утверждают, что во время самой грандиозной из этих катастроф поселения, расположенные на более возвышенных местах, уцелели. А раз уцелели населённые пункты, уцелели и люди, которые сохранили и передали последующим поколениям память о катастрофе. Если предположить, что во время наводнения, затопившего Ур в Эль - Обейдскую эпоху, шумеров здесь ещё не было, то крупные наводнения следующего периода (Джемдет - Насра) происходили уже при них. Об одних они слышали, другие пережили сами. Несомненно одно, в этой заимствованной и распространённой ветхим заветом легенде заключено зерно исторической правды.

4.2. Поэма «Гильгамеш и Ака»

П

оэма «Гильгамеш и Ака» привлекла учёных прежде всего тем, что в отличие от других шумерских произведений такого рода в ней говорится только о людях и полностью отсутствуют какие-либо сверхъестественные существа. Содержание её реалистично, почти без фантастического элемента. Исследователь находит в этом историко-героическом эпосе немало ценнейшей информации о шумерском обществе; например уже в глубочайшей древности правитель города-государства обсуждал некоторые вопросы не только с советом старейшин, но и с «советом мужей города», т.е. с воинами. С.Н. Крамер придаёт этому факту огромное значение. Он считает, что здесь мы сталкиваемся с древнейшей в истории человечества «парламентарной демократией». По мнению Крамера, совет старейшин может быть приравнен к сенату, а «совет мужей» - к нижней палате парламента. В «совете мужей» заседали представители различных социальных слоёв общества, способные носить оружие. Как полагает Крамер, рассказ о шумерском парламенте нельзя считать анахронизмом, т.е. перенесением известных автору из личного опыта учреждений, понятий, институтов в эпоху, о которой говорится в поэме, поскольку в то время, когда она записывалась, подобных учреждений не было. Этот «двухпалатный парламент» имел своеобразную структуру: правитель, недовольный решением совета старейшин, мог обратиться к «совету мужей». По-видимому, совет старейшин, унаследованный от родо-племенного строя, имел меньше прав, чем «совет мужей», на который опирался и с чьей помощью создал своё могущество правитель государства.

В поэме представляет интерес упоминание о городских стенах. То были, как мы видим, беспокойные времена. Отдельные небольшие шумерские княжества вели себя по отношению друг к другу в высшей степени агрессивно, и их правителям приходилось думать не только о нападении на соседей, но и о защите своих владений. Они старались сделать как можно более затруднительным доступ неприятеля к городу - сердцу маленького государства. Вот почему при раскопках археологи обнаруживают остатки оборонительных стен почти во всех шумерских городах. При раскопке Урука была обнаружена двойная стена, окружавшая не только храм и жилые постройки, но и сады, поля, луга длиной 9,5 км. В северной и южной её частях имелись ворота шириной 3,5 м с прямоугольными башнями. 800 полукруглых оборонительных башен, отстоявших друг от друга на 10 м, делали стену толщиной в 5 м почти неприступной.

4.3. Загадка «Царского списка»

И

з труда по истории Месопотамии, написанного по-гречески вавилонским учёным и жрецом бога Мардука Беросом, жившим в 4-3 вв. до н. э. известно, что вавилоняне делили историю на два периода – до потопа и после потопа. Он сообщал, будто 10 царей до потопа правили страной в течение 43200 лет, а первые цари после потопа тоже царствовали по несколько тысяч лет. Его царский список воспринимался как легенда.