Смекни!
smekni.com

Экранизация романов Шолохова (стр. 2 из 3)

А.Н. Квасов, художественный руководитель Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков, вспоминает: "Первым серьезным экзаменом для нашего ансамбля после его реорганизации стал московский фестиваль "Русская зима" 1972 года. Выступление прошло успешно. В новую концертную программу были включены героические и лирические, походные и свадебные, шуточные и печальные народные песни. <…>После фестиваля поехали в Вешенскую показать свою программу станичникам и М.А. Шолохову"7.

Концерт прошел на подъеме, а вечером секретарь обкома М.Е. Тесля вручил Квасову сложенный вчетверо небольшой лист бумаги со словами: "Это от Шолохова Михаила Александровича. Считай, Квасов, что ты получил бессрочный пропуск во все страны мира". Квасов говорил: "Я понял, что в руках у меня бесценный документ, точно определяющий творческую платформу ансамбля, направление его работы… Это была программа на долгие годы, и мы, не откладывая, принялись за ее осуществление"8.

В 1972 году летом Квасов приехал к Шолохову вторично, чтобы показать ему уже разученные песни, рекомендации которым Шолохов давал в своем письме.

6

И тут Шолохов, прослушивая магнитофонные записи, начал говорить, как, по его мнению, надо работать с народной песней. Он предостерегал от искажения оригинальных фольклорных текстов,

давал ценные советы о методах сокращения их, наказывал беречь донскую песню, одну из жемчужин народного творчества. М.А. Шолохов говорил о бережном отношении к слову, тексту народной песни, о том, как важно донести этого слово до широкого круга людей, ибо всем нам небезразлична культура и опыт жизни предшествующих поколений.

По инициативе М.А. Шолохова в станице Вешенской 13 декабря 1936 года спектаклем "Поднятая целина" открылся театр колхозной казачьей молодежи. Театру в период своего становления было очень трудно. Были необходимы сценарии пьес, декорации, оборудование, грим, парики. Коллектив театра состоял не из профессиональных актеров, а из бывших любителей. Театр колхозной казачьей молодежи был детищем М.А. Шолохова, он очень любил его и следил за каждым его творческим шагом, оказывал необходимую помощь.

В связи с двухлетием Вешенского театра писатель направил ему поздравление:

"Исполнилось два года со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей молодежи. Театр находится в поре младенчества, но мы уверены, что он будет расти и крепнуть, и мастерство его со временем по настоящему возмужает.

Общественность отмечает вниманием этот скромный юбилей в надежде, что коллектив театра не остановится на достигнутом, а будет и дальше совершенствоваться в театральном искусстве и приобщать к нему население северных районов Дона.

Как один из постоянных зрителей театра желаю творческому коллективу дальнейших успехов в учебе и работе.

М. Шолохов"9.

В 1936 году Шолохов стал инициатором создания казачьего народного хора.

1 марта 1936 года в Большом театре состоялась постановка оперы "Тихий Дон". К постановке оперы Шолохов посоветовал привлечь вешенских певунов и танцоров, чтобы Большой проникся подлинным духом Дона. Так театралы познакомились с одиннадцатью песнями и несколькими танцами - дирижер Н. Голованов высказал им благодарность. В газетах того времени писали, что на премьеру приглашены 85 донских казаков-колхозников. На страницах газет было опубликовано письмо, в

7

котором колхозники - донские казаки и казачки - благодарили правительство за возможность приехать, чтобы послушать оперу.

Однако необходимо заметить, что в прессе ничего не говорилось ни о композиторе, ни о дирижере и артистах, ничего, хотя бы мимолетного и о самом Шолохове. Ведь его огромная заслуга была в том, что эти люди уехали в Москву в Большой театр и побывали на его сцене.

В 70-х годах М.А. Шолохов обращается к Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу с письмом в защиту русской культуры:

"Дорогой Леонид Ильич!

Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство соц. культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ, как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия<…>

Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение, печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру<…>

До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить выставку русского художника патриотического направления, работающего в традициях русской реалистической школы<…>

Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика. В свете всего сказанного становится очередной необходимостью еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры<…>

Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для более широкого детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры следовало бы, как представляется, создать

8

авторитетную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры, писателей, художников, архитекторов, поэтов,

представителей Министерства культуры Российской Федерации, ученых историков, филологов, философов, экономистов, социологов, которая должна разработать соответствующие рекомендации и план конкретной работы рассчитанный на ряд лет<…>

Деятели русской культуры, весь советский народ были бы Вам бесконечно благодарны за конструктивные усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа<…>

С глубоким уважением Михаил Шолохов"10.

По письму Шолохова в защиту русской культуры Генеральному Секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Брежневу Л.И. было принято Постановление секретариата ЦК КПСС от 27. 06. 1978 г.

К сожалению, данный партийный документ, как и само письмо М. Шолохова, не стали достоянием общественности. Великому писателю указали на "необходимость более глубокого и точного подхода к поставленным им вопросам"11.

Только через двадцать лет "особая папка" с "делом Шолохова" стала известна широкому читателю.

Однако, вопреки всем испытаниям Шолохов верил, что искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека, что художником имеет право называться тот, кто направляет творческую силу на создание прекрасного в душах людей, на благо человечеству.

Смысл жизни писателя М.А. Шолохова - жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды.

Режиссер:Сергей Герасимов

В ролях:Даниил Ильченко, А. Филиппова, Петр Глебов, Николай Смирнов, Людмила Хитяева, Наталья Архангельская, А. Благовестов, Элина Быстрицкая, Александр Жуков, Александра Денисова, Зинаида Кириенко, Борис Новиков, А. Карпов, Елена Максимова, Г. Карякин, Валентина Хмара, А. Шатов, И. Дмитриев, Александр Титов, Вадим Захарченко /Vadim Zakhartchenko/, М. Васильев, Дмитрий Капка, Сергей Юртайкин, Петр Любешкин, В. Шатуновский, Петр Чернов, Николай Муравьев, Б. Муравьев, Михаил Глузский, Н. Тямин

9

ОператорВладимир Рапопорт

СценаристСергей Герасимов

КомпозиторЮрий Левитин

ХудожникБорис Дуленков

КостюмыКонстантин Урбетис, М. Быховская

Звук Д. Флянгольц

По произведениюМихаил Шолохов

Фильм «Судьба человека»

Кадр из фильма «Судьба человека»

Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным при­зывом к миру. В 1957 году в газете «Правда» был опублико­ван его рассказ «Судьба человека», поразивший мир своей ху­дожественной силой.

Главный герой фильма — Андрей Соколов — ровесник ве­ка, его жизнь вобрала в себя историю страны. Он мирный тру­женик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспомина­ет Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счаст­лив. О жене он

10

говорит: «И не было для меня красивей и же­ланней ее, не было на свете и не будет!» Сетует Андрей Соко­лов, что дом его был около

авиазавода: «Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе...» И еще не забыть, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...»

Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпав­шие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны — девятого мая. «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!» Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, «на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?»