Смекни!
smekni.com

Александр Дюма (стр. 1 из 3)

Александр Дюма-отец (Alexandr Dumas)

Александр Дюма

(1802- 6 декабря 1870)

Французский писатель. Автор многочисленных исторических авантюрных

романов. Наиболее известны: "Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя

"(1845), "Виконт де Бражелон "(1848-1850), "Королева Марго " (1845),

"Граф Монте-Кристо"( 1845-1846).

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в

дружбе и любви. Перу писателя принадлежат "Мои мемуары " в 22-х томах

(1852-1854).

История

"Это не человек, а сила природы", - говорил о писателе историк Жюль Мишле,

трудами которого Дюма восхищался. Мишле платил ему той же монетой. Гигант,

живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного

искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождал успех, долги и

женщины. В этом весь Александр Дюма. Более того, жизнь писателя - сплошной

роман, вроде тех, что писал он сам, история о великане-обжоре,

торопившемся съесть все и сразу; жизнь, в которой сменяли друг друга

работа, приключения, размышления, мечты, любовь ко всем женщинам и в то же

время ни к одной (за исключением, конечно, его матери Марии-Луизы).

В 1806 году, когда умер отец писателя генерал Дюма, Александру было всего

три с половиной года. Ребенок схватил ружье, сказав заплаканной вдове, что

идет на небо, чтобы "убить Боженьку, который убил папу".

Образ отца был возведен в семье в культ: внебрачный ребенок, к тому же

мулат, и такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала

"черным дьяволом". Он обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он

мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре

ружья, вдев в дула пальцы. Сын небогатого маркиза Александра Антуана де Ла

Пайетри и рабыни, "ветреной женщины", как говорили в Сан-Доминго (ныне

Гаити), отец одарил Александра и гигантским ростом, и силой Геркулеса, и

мужественной внешностью (у него было смуглое лицо и курчавая шевелюра):

все это приводило женщин в экстаз, бесило соперников и выводило из себя

критиков, не скупившихся на оскорбительные расистские выпады по его

адресу. Бальзак, например, говорил: "Только не сравнивайте меня с этим

негром!" Один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на

эту тему, получил от Дюма резкий ответ: "Мой отец был мулатом, моя бабушка

была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами.

Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается".

Об обычном детстве, проведенном в местечке Виллер-Котре, где он жил со

своей любимой матерью, но где ему уже не хватало простора, об учебе,

весьма поверхностной из-за страстного увлечения театром, писатель поэтично

рассказал в книге воспоминаний "Мои мемуары". В них сквозит ненасытная

жажда жизни, неистовое стремление одержать верх над всем и вся. И вот в 20

лет он оказался в Париже! Этот неуч Александр, говорили о нем кумушки

Виллер-Котре, уже служит писателем у герцога Орлеанского, то есть у

будущего короля Луи-Филиппа. Александр был уверен: он завоюет Париж,

Францию, Весь мир своим пером. Будущее показало его правоту.

После нескольких бесплодных попыток написать произведение для театра

наконец пришел успех: на сцене была поставлена первая драма Дюма "Генрих

III и его двор". Герцог Орлеанский лично способствовал успеху премьеры.

ради привлечения на свою сторону романтической молодежи. Пьеса, правда,

вызывала гнев сторонников классицизма, но годом позже Дюма вновь одержал

победу во время легендарной битвы вокруг пьесы Виктора Гюго "Эрнани". Дюма

активно поддержал своего друга, кричал в партере вместе с другими,

участвовал в словесной перепалке, доходившей порой до рукопашной. Театр

дал Дюма первый билет к славе. Бедный молодой человек, в 16 лет игравший

Гамлета (некоего Дюси, а не Шекспира) на чердаке Виллер-Котре, сочиняя

пьесу за пьесой, скоро начал завоевывать парижские салоны, великосветских

дам и известных актрис. После драмы "Христина", он написал драмы "Антони",

а затем "Ричард Дарлингтон"...

22 мая 1832 года в театре "Порт-Сен-Мартен" пьесу "Нельская башня" (не

подписанную автором) встретили бурными аплодисментами. К этому времени за

неполных 17 месяцев на сцене было поставлено семь пьес Александра Дюма:

пять за его подписью и две без. И ему уже стало скучно. С театром у Дюма

все происходило, как с женщинами: пылкая страсть вначале и безразличие

потом, когда они сдались. Он был подобен охотнику, для которого главное -

погоня. И Дюма отошел от театра, чтобы открыть для себя жанр повести и

рассказа, а затем исторического романа. Один или с помощью "литературного

негра" Огюста Макэ он создал "Трех мушкетеров", "Графа Монте-Кристо",

"Королеву Марго", "Двадцать лет спустя", "Кавалеpa де ла Мэзон Руж",

"Графиню де Монсоро", "Жозефа Бальзамо" и "Сорок пять" (эти восемь романов

написаны меньше чем за четыре года, с 1844 по 1847-й).

Но не следует думать, будто он в то время только писал. В его жизни

большое место занимали друзья - Виктор Гюго, Альфред де Виньи и герцог

Фердинанд Орлеанский. К тому же еще женщины. Сколько внебрачных детей Дюма

оставил повсюду, но признал лишь старшего, Александра, и то с семилетним

опозданием. А, кроме того, еще путешествия, охота на косуль, сеансы

спиритизма, интерес к недвижимости...

В июле 1830 года Дюма вместе с восставшими стрелял, воздвигал баррикады на

улицах Парижа. Когда народ волнуется, писатель не может оставаться в

стороне. Дюма был республиканцем, но это не мешало ему дружить с

аристократами и восхищаться империей, сочувствовать представителям младшей

(Орлеанской) ветви династии Бурбонов, и, как и Виктор Гюго, встать на

сторону Луи Наполеона Бонапарта в 1858 году, а затем не отойти от него,

предвидя революцию. Он симпатизировал Трем Славным революциям. Правда, в

1848 году писатель выдвигал на парламентских выборах свою кандидатуру от

лагеря умеренных, но не прошел.

Известно, во что обошлась ему эта свобода, которой он пользовался с

безумной смелостью.

Жорд Санд назвала Александра Дюма "гением жизни". К этой прекрасной

характеристике вполне можно было бы прибавить слова "... и любви".

Дюма мог иметь одновременно сразу нескольких любовниц, правда, он не

требовал постоянства и от своих женщин. Однажды с ним произошел курьезный

случай, который на следующий день обсуждал весь Париж.

Автор "Трех мушкетеров" жил на улице Риволи с Идой Феррье, актрисой,

весьма легкомысленной особой, на которой он только что женился. Она

занимала квартиру на втором этаже, а он - три комнаты на пятом этаже.

В один из вечеров писатель отправился на бал в Тюильри. Не прошло и часа,

как он вернулся весь в грязи, прошел в квартиру своей жены и с

ругательствами ворвался в спальню Иды. Оказалось, он поскользнулся и упал

в грязь, настроение его было безнадежно испорчено, и он отказался от

увеселения. Он взял бумагу, чернила и перо и углубился в работу.

Через полчаса дверь, ведущая в туалетную комнату, с шумом распахнулась, на

пороге появился Роже де Бовуар, почти совсем голый, и сказал: "С меня

хватит, я совершенно продрог!"

Изумленный Дюма, вскочив, с яростной бранью набросился на любовника своей

жены. Как человек, привыкший писать для театра, он обрушил на его голову

гневную тираду, которой сам остался очень доволен. Наконец писатель решил

сменить гнев на милость: "Я не могу выгнать вас на улицу в такую непогоду.

Садитесь поближе к огню. Вы переночуете в этом кресле". И он снова

уткнулся в свои бумаги.

В полночь он лег рядом с Идой и задул свечу. Через некоторое время огонь в

камине потух, и он услышал, как у Роже де Бовуара стучат зубы от холода.

Дюма бросил ему одеяло.

Но это не помогло, неудачливый любовник пытался поворошить угли в камине.

Тогда писатель разрешил ему лечь в постель. Бовуар не заставил себя ждать

и устроился между Идой и Александром.

Утром Дюма взял руку Роже, опустил ее на интимное место супруги и

торжественно провозгласил: "Роже, примиримся, как древние римляне, на

публичном месте".

Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи

собственного сочинения. Если дама обижалась, он успокаивал ее тем, что

"все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень

дорого".

Когда Дюма-отца навещал подросший Дюма-сын, что бывало не так уж и часто,

в доме поднимался переполох, отец метался по комнатам, пытаясь спрятать в

чуланах и комнатах для слуг многочисленных полуодетых женщин.

Вскоре между отцом и сыном возникло полное взаимопонимание. Насколько они

сблизились, показывает беседа, которую случайно услышал один из общих

знакомых. "Послушай-ка, отец, - сказал Дюма-младший, - но это уже просто

скучно. Ты всегда даешь мне своих прежних любовниц, с которыми я должен

спать, и свои новые туфли, которые я должен разнашивать".

"Так на что же ты жалуешься? - воскликнул удивленный отец. - Это же

огромная честь. Это лишний раз доказывает, что у тебя большой фаллос и

маленькая нога!"

Говоря о Дюма, трудно обойтись без цифр. Дотошные биографы подсчитали,

будто у творца "Трех мушкетеров" было 500 любовниц; это впечатляет, но

меньше количества созданных им произведений, которых всего 647. В Париже

ходили легенды о бурном темпераменте Дюма; "Поговаривают о моих

"африканских страстях", - признавался он. Создатель бессмертного гасконца

даже бравировал своей любвеобильностью: "Много любовниц я завожу из

человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через