Смекни!
smekni.com

История развития сестринского дела (стр. 2 из 3)

Развитию клинической медицины способствовала разработка во 2-й половине XVIII - 1-й половине XIX вв. методов объективного исследования больного: выстукивания (Л. Ауэнбруггер, Ж. Корвизар и др.)” выслушивания (Р. Лаэннек и др.), ощупывания, лабораторной диагностики. Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами посмертных вскрытий, примененный в XVIII в. Дж. Морганьи, а затем М. Ф. К. Биша, Р. Вирховом, К. Рокитанским, Н. И. Пироговым и многими другими, а также разработка клеточной теории строения организмов породили новые дисциплины - гистологию и патологическую анатомию, которые позволили установить локализацию (место) болезни и материальный субстрат многих болезней.

Исключительное влияние на развитие медицины оказало использование во многих странах метода вивисекции - эксперимента на животных - для изучения нормальных и нарушенных функций. Ф. Мажанди (1783-1855) открыл эпоху последовательного применения эксперимента как естественнонаучного метода познания законов деятельности здорового и больного организма. К. Бернар (1813-1878) в середине XIX в. продолжил эту линию и указал те пути, которыми экспериментальная медицина успешно продвигалась и столетие спустя. Исследованием действия лекарственных веществ и ядов на организм К. Бернар заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии. Чтобы оценить значение развития науки о лекарствах, достаточно вспомнить, какой грубый эмпиризм господствовал здесь в то время. И в XVI, и в XVIII в. арсенал лечебных средств независимо от того, каких взглядов придерживался врач, ограничивался кровопусканиями, клистирами, слабительными, рвотными средствами и еще немногими, однако достаточно эффективными лекарствами. Про сторонника бесконечных кровопусканий известного французского врача Ф. Бруссе (1772-1838) говорили, что он пролил больше крови, чем наполеоновские войны вместе взятые.

В России основополагающий вклад в развитие экспериментальной фармакологии внесли труды Н. П. Кравкова.

Физиология и ее экспериментальный метод вместе с патологической анатомией преобразовали на научных основах различные области клинической медицины. Немецкий ученый Г. Гельмгольц (1821-1894) блестящими опытами показал значение физико-химических методов как основы физиологии; его работы по физиологии глаза и изобретение им глазного зеркала, наряду с предшествующими физиологическими исследованиями чешского биолога Я. Пуркинье, способствовали быстрому прогрессу офтальмологии (учения о глазных болезнях) и выделению ее из хирургии в качестве самостоятельного раздела медицины.

Еще в 1-й половине XIX в. трудами Е. О. Мухина, И. Е. Дядьковского, А. М. Филомафитского и других были заложены теоретические и экспериментальные основы развития физиологического направления в отечественной медицине, но особый расцвет его приходится на 2-ю половину XIX и XX вв. Книга И. М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистических воззрений врачей и физиологов. Наиболее полно и последовательно физиологический подход и идеи нервизма были использованы в клинической медицине С. П. Боткиным, основоположником научного направления отечественной внутренней медицины, и А. А. Остроумовым. Наряду с ними мировую славу русской терапии принесла клиническая школа Г. А. Захарьина, которая довела до совершенства метод расспроса больного. В свою очередь взгляды С. П. Боткина оказали глубокое влияние на И. П. Павлова, труды, которого по физиологии пищеварения были удостоены Нобелевской премии, а созданное им учение о высшей нервной деятельности определило пути решения многих проблем как теоретической, так и клинической медицины.

Многочисленные ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова (Н. Е. Введенский, И. Р. Тарханов, В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников и др.) и И. П. Павлова развивали передовые принципы материалистической физиологии в различных медико-биологических дисциплинах.

В середине и особенно во 2-й половине XIX в. от терапии (или внутренней медицины, которая первоначально охватывала всю медицину, кроме хирургии и акушерства) отпочковываются новые научно-практические отрасли. Например, педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практического врачевания, оформляется в самостоятельную научную дисциплину, представленную кафедрами, клиниками, обществами; выдающимся ее представителем в России был Н. Ф. Филатов. Невропатология и психиатрия превращаются в научные дисциплины на основе успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы и клинической деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко (Франция), А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева и многих других ученых в разных странах.

Наряду с лечебной медициной развивается медицина профилактическая. Поиски не только эффективного, но и безопасного метода предупреждения заболевания оспой привели английского врача Э. Дженнера к открытию противооспенной вакцины (1796 г.), применение которой позволило в дальнейшем радикально предупреждать это заболевание путем оспопрививания. В XIX в. венский врач И. Земмельвейс (1818-1865 гг.) установил, что причина родильной горячки кроется в переносе заразного начала инструментами и руками медиков, ввел дезинфекцию и добился резкого сокращения смертности рожениц.

Работы Л. Пастера (1822-1895 гг.), который установил микробную природу заразных болезней, положили начало “бактериологической эры”. Основываясь на его исследованиях, английский хирург Дж. Листер(1827-1912 гг.) предложил антисептический метод (см. антисептика, асептика) лечения ран, применение, которого позволило резко уменьшить число осложнений при ранениях и оперативных вмешательствах. Открытия немецкого врача Р. Коха (1843-1910 гг.) и его учеников привели к распространению так называемого этиологического направления в медицине: врачи стали искать микробную причину заболеваний. Микробиология и эпидемиология получили развитие во многих странах, были открыты возбудители и переносчики различных инфекционных болезней. Разработанный Р. Кохом метод стерилизации текучим паром был перенесен из лаборатории в хирургическую клинику и способствовал развитию асептики. Описание отечественным ученым Д. И. Ивановским “мозаичной болезни табака” (1892) положило начало вирусологии. Теневой стороной всеобщего увлечения успехами бактериологии была несомненная переоценка роли микроба-возбудителя как причины заболеваний человека. С деятельностью И. И. Мечникова связаны переход к изучению роли самого организма в инфекционном процессе и выяснение причин возникновения невосприимчивости к заболеванию - иммунитета. Большинство видных микробиологов и эпидемиологов России конца XIX - начала XX в. (Д. К. Заболотный, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Г. Н. Габричевский, А. М. Безредка и др.) работали совместно с И. И. Мечниковым. Немецкие учёные Э. Беринг и П. Эрлих разработали химическую теорию иммунитета и заложили основы серологии - учения о свойствах сыворотки крови (см. Иммунитет, Сыворотки).

Успехи естествознания определили применение экспериментальных методов исследования в области гигиены, организацию во 2-ой половине XIX в. гигиенических кафедр и лабораторий. Трудами М. Петтенкофера (1818-1901) в Германии, А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в России была разработана научная база гигиены.

Промышленный переворот, рост городов, буржуазные революции конца XVII в.- первой половины XIX в. обусловили разработку социальных проблем медицины и развитие общественной гигиены. В середине и 2-й половине XIX в. стали накапливаться материалы, свидетельствовавшие о зависимости здоровья трудящихся от условий труда и быта.

1.4 Развитие медицины в XX в.

Решительные шаги по превращению из ремесла, искусства в науку были сделаны медициной на рубеже XIX - XX вв. под влиянием достижений естественных наук и технического прогресса. Открытие рентгеновских лучей (В. К. Рентген, 1895-1897) положило начало рентгенодиагностике, без которой теперь нельзя представить углубленное обследование больного. Открытие естественной радиоактивности и последовавшие за этим исследования в области ядерной физики обусловили развитие радиобиологии, изучающей действие ионизирующих излучений на живые организмы, привели к возникновению радиационной гигиены, применению радиоактивных изотопов, что в свою очередь позволило разработать метод исследования при помощи так называемых меченых атомов; радий и радиоактивные препараты стали успешно применяться не только в диагностических, но и в лечебных целях (см. Лучевая терапия).

Другим методом исследования, принципиально обогатившим возможности распознавания аритмий сердца, инфаркта миокарда и ряда других заболеваний, стала электрокардиография, вошедшая в клиническую практику после работ голл. физиолога В. Эйнтховена, отечественного физиолога А. Ф. Самойлова и др.

Огромную роль в технической революции, серьезно изменившей лицо медицины во 2-й половине XX в., сыграла электроника. Появились принципиально новые методы регистрации функций органов и систем с помощью различных воспринимающих, передающих и записывающих устройств (так, передача данных о работе сердца и других функциях осуществляется даже на космических расстоянии);

управляемые устройства в виде искусственных почки, сердца, легких заменяют работу этих органов, например во время хирургических операций; электростимуляция позволяет управлять ритмом больного сердца, функцией мочевого пузыря. Электронная микроскопия сделала возможным увеличение в десятки тысяч раз, что позволяет изучать мельчайшие детали строения клетки и их изменения. Активно развивается мед. кибернетика (см. Кибернетика медицинская). Особое значение приобрела проблема привлечения электронно-вычислительной техники для постановки диагноза. Созданы автоматической системы регулирования наркоза, дыхания и уровня артериального давления во время операций, активные управляемые протезы и т. д.