Смекни!
smekni.com

Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира (стр. 2 из 2)

Третья причина – космоцентризм, лежащий в основе греческой цивилизации и греческой культуры. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений (привязанного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения. Так возникла математика, которая и доныне является универсальным «смысловым языком» науки, поскольку, по меткому выражению Канта, в каждой науке есть ровно столько науки, сколько в ней есть математики.

4. В чем заключаются сходство и различия между наукой Греции классического и эллинистического периодов? Ответ представьте в виде таблицы

Характеристика Черты сходства Черты различия
Греция Эллинистические государства
Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры; они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом, превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки. Эллинистический период древнегреческой науки ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Философия и специализированные науки как в классическую (VI –IV вв. до н. э.), так и в эллинистическую (IV – I вв. до н. э. – ранний эллинизм, I – V вв. н. э. – поздний эллинизм) образовывали единый, целостный универсум знания; каждая наука была частью общефилософского учения о природе. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от специальных видов знания. Поэтому в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался по преимуществу философией, конкретные науки рассматривались лишь как ответвления последней. В эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.

  1. Каковы различия в учении о первоэлементах в цивилизациях Средиземноморья и Древнего Востока?

Натурфилософия европейской античности говорила о четырех первоэлементах — земле, воде, воздухе и огне. Иногда к ним прибавляли пятый принцип — эфир, или слой атмосферы, ближайший к земле. В древнегреческой и древнеримской медицине эти четыре первоэлемента соотносились с четырьмя человеческими темпераментами: земля — с меланхоликами, вода — с флегматиками, воздух — с сангвиниками, огонь — с холериками. Далее этой известной теории Гиппократа-Галена влияние учения о космических первоэлементах на медицину древних Греции и Рима почти не распространялось. В целом это учение для европейской Античности было более достоянием медицинской теории, нежели практики.

В странах древнего Востока теория пяти элементов оказала гораздо большее влияние на медицинскую практику.В китайской традиции известно пять первопринципов: к земле, воде и огню добавляются дерево и металл; вода — это глубина, север и зима; огонь — высота, юг, лето; дерево — восток, весна; металл — запад, осень; земля — центр, посредник между остальными элементами. Огонь и дерево олицетворяют мужское начало Ян, земля и вода — женское начало Инь. Пять первоначал — исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определённых методов лечения болезней. Шестидесятилетний цикл этого древнего календаря до сих пор принят у многих народов Востока. Каждый год в нем получает наименование по одному из 12 животных: мыши, вола, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Кроме того, учитывается цветовая символика пяти стихий. Поэтому, например, мы говорим: «год черной лошади», «год белого дракона». Вся система взимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус.

Согласно древнеиндийским натурфилософским представлениям, в человеческом теле первоэлементы проявляют себя как три базовых принципа или главных элемента, которыми и определяются все функции организма: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (слизь). При каких-либо нарушениях в действии Ветра, Желчи и Слизи наступает заболевание. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Применялись следующие способы терапии: 1) лекарственное лечение; 2) физические методы лечения (иглоукалывание, прижигание, компресс, массаж и т.д.); 3) лечение питанием; 4) духовное лечение; 5) лечение образом жизни.

Список использованной литературы

  1. Заблудовский П.Е История медицины. М.: Медицина, 1998
  2. Сорокина Т. С. История медицины. М.: Академия, 2009