Смекни!
smekni.com

Физиологические особенности человека (стр. 4 из 6)

Тем не менее Ч. Дарвин строил сугубо биологическую тео­рию и не говорил о ведущей роли социальных факторов в ант­ропогенезе. На важность социальных детерминаций впервые об­ратил внимание Ф. Энгельс. В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 70-е гг. XIX в., он изложил основные идеи трудовой теории антропогенеза. По мнению Ф. Энгельса, главное отличие человека от животных — это способность к труду. Труд, язык и мышле­ние — главные факторы эволюции человека. Труд связан с уме­нием создавать орудия труда из подручных естественных пред­метов природы.

Ни одно животное не способно использовать одни предметы для изготовления других, но при этом многие животные, а не только высшие приматы используют природные средства для добывания пищи, самообороны и т.п. Возникновение трудовой деятельности связано с переходом от случайных манипуляций с камнями, палками и костями к изготовлению необходимых для повседневной жизнедеятельности предметов.

Трудовая деятельность, по мнению Ф. Энгельса, предопреде­лила возникновение социальных отношений, сознания и языка. Переход от использования предметов природы к систематическо­му изготовлению орудий труда стал тем качественным скачком, который обусловил возникновение социального мира (общества) из мира биологического. Результаты труда— разнообразные предметы, созданные человеком, — стали основой механизма социально-культурного наследования.

Основными этапами антропогенеза считаются:

Кайнозойская эра (67 млн. лет назад — настоящее время) подразделяется на несколько периодов:

• палеоген (67 млн. — 27 млн. лет назад), в котором выделя­ются палеоцен (67 млн. — 54 млн. лет назад), эоцен (54 млн. — 38 млн. лет назад) и олигоцен (38 млн. — 27 млн. лет назад);

• неоген (27 млн. — 3 млн. лет назад), в котором выделяются миоцен (27 млн. — 8 млн. лет назад) и плиоцен (8 млн. — 3 млн. лет назад);

• четвертичный (3 млн. лет назад — по настоящее время), в котором выделяют плейстоцен (3 млн. — 20 тыс. лет назад) и го­лоцен (20 тыс. лет назад по настоящее время).

Палеонтологические находки свидетельствуют, что высшие обезьяны — предки человека появились еще в эпоху олигоцена. Около 30 млн. лет назад жили древние приматы, которые дали начало вымершей ветви древесных антропоморфных обезьян — дриопитекам, линия которых отделилась от общего ствола антро­поморфных обезьян примерно 23—20 млн. лет назад. Дриопите­ки, или древесные обезьяны, — самая дальняя точка антропогене­за.

Палеонтологические находки XX в. позволили восстановить облик ископаемых приматов эпохи неогена. Остатки скелета дриопитека обнаружены в 1856 г. во Франции, т.е. они были из­вестны уже современникам Ч, Дарвина.

Еще одним видом антропоморфных обезьян эпохи неоге­на были рамапитеки, остатки которых были обнаружены в 1930-е гг. в Индии. Некоторые антропологи считают, что первые рамапитеки произошли непосредственно от дриопитеков и представляют собой следующий этап антропогенеза. Рама­питеки жили 14 млн. — 6 млн. лет назад и занимали огромную территорию от Африки до Индии. Одни исследователи счита­ют рамапитека четырехногим, другие — двуногим существом. Очевидно, что рамапитеки могли легко перемещаться на боль­шие расстояния и уже использовали передние конечности для удержания предметов. Рамапитеки — обезьяны эпохи неогена, наиболее похожие на человека, поэтому их считают более близкими к человеку существами, чем дриопитеки. В конце неогена существовало около 20 родов и около 30 видов антро­поморфных обезьян, и только один вид стал предковой фор­мой человека, остальные постепенно вымерли.

Ближайшим предшественником человека считается австра­лопитек — прямоходящее млекопитающее, которое жило 9— 2,5 млн лет назад. В 1920-е гг. в Южной, а затем в Юго-Восточной и Восточной Африке и передней Азии были найдены скелетные остатки австралопитековых. Австралопитек — наземное, прямоходящее стадное существо, которое имело небольшое тело в среднем 110—130 см, весом около 20 кг. Австралопитеки обладали мас­сивными челюстями, покатым лбом и ярко выраженными над­бровными дугами. Объем мозга достигал от 300 до 600 см3. Мозг австралопитековых был достаточно сложно организован по сравнению с мозгом других антропоидных обезьян, живших в то же время. Строение тазовых костей и положение головы свидетельствовали о том, что прямохождение уже стало нор­мой. Австралопитек даже умел бегать на двух ногах, чего не может сделать ни одна современная человекообразная обезья­на, использующая для бега помощь передних конечностей. Ав­стралопитеки жили на открытых местностях — в степях и саваннах, питались растительной и животной пищей, занимались охотой, использовали подручные природные предметы — палки, камни, кости и т.п. в качестве средств защиты, нападения и об­работки туш убитых животных. Австралопитеки еще не умели изготавливать орудия труда. Тем не менее, сложные манипуля­ции с предметами увеличивали подвижность передних конечно­стей, что способствовало развитию мозга и психики. Австрало­питеки жили стаями, совместно оборонялись и охотились. Развитый мозг и стадный образ жизни давали им некоторые эво­люционные преимущества, которые позволяли частично ком­пенсировать биологические недостатки. Так, австралопитек медленно бегал, у него не было зубов и когтей для защиты, кро­ме того, он был малоплодовит.

Некоторые антропологи выдвигают предположение, что авст­ралопитеки не были предковой формой человека, что это особая ветвь гоминид, которая не получила дальнейшего развития. На роль предка человека предлагается близкое к австралопитековым существо с более развитым головным мозгом, произошедшее от прибрежных обезьян. На этом же основании утверждается, что отнесение человека умелого к австралопитековым ошибочно: человек умелый действительно является предком со­временного человека, однако он представляет собой один из под­видов прибрежных обезьян.

Самой древней формой ископаемого человеческого существа является Homo sapiens — человек умелый, остатки скелета кото­рого были найдены в 1960 г. в Восточной Африке. По месту обнаружения находки — Олдувайское ущелье (Танзания) — этот человек был назван Олдувайским человеком. Человек умелый — двуногое прямоходящее суще­ство, ростом около 140—150 см и объемом головного мозга от 500 до 700 см3 (в среднем на 100 см3 больше, чем у австралопи­тека). Кисть человека умелого достаточно хорошо развита, фа­ланги пальцев сплющены, как у современного человека. Кроме этого, хабилисы имели такое же, как у человека, строение зубов. Олдувайский человек жил 2—3 млн лет назад, именно этим пе­риодом датируется возникновение человека.

Хабилисы вели оседлый образ жизни, о чем говорят остатки «фундаментов» жилищ. Олдувайские жилища — самые древние из ныне известных. На одной из стоянок человека умелого был обнаружен «круг», сложенный из небольших (от 10 до 30 см) обломков лавы, диаметр этого образования составлял 4—6 м с востока на запад и 4 м с севера на юг. Судя по всему, круг пред­ставлял собой фундамент жилища, камнями закреплялись ветви, на которые затем крепились шкуры, служившие «стенами» хи­жины.

Хабилисы занимались охотой и умели изготавливать грубые и примитивные, но уже достаточно разнообразные орудия труда (около 20 видов). Многочисленные находки каменных орудий, разбитых костей животных и камней в районе обитания олдувайского человека свидетельствуют об этом. Исходным материа­лом для примитивных орудий служила галька, которую Олду­вайский человек оббивал с одной стороны, создавая режущий

край. Часто, характеризуя трудовую деятельность хабилиса и ее результаты, говорят об олдувайской культуре или галечной ин­дустрии. В основе олдувайской культуры лежит умение Homo sapiens изменять форму одного предмета с помощью другого. Ни одна современная высшая обезьяна не может этого сделать. Умение изготавливать орудия труда говорит о том, что олдувайский человек уже вышел за пределы животного мира. Но с дру­гой стороны, галечные орудия лишены повторяющейся, устой­чивой формы, на протяжении 2 млн. лет они не претерпели никаких изменений.

Олдувайский человек охотился на мелких и крупных живот­ных, занимался рыболовством, собирал птичьи яйца и ягоды. Способы охоты олдувайского человека были достаточно разнообразны: загоны в болота и ямы, облавы. Пойманную жертву добивали камнями и массивными ветками. Известно, что хабилисы не поедали добычу сразу, ее делили между всеми чле­нами первобытного стада либо прямо на месте охоты, либо дос­тавляли добычу к местам стоянок. Хабилисы ели сырое мясо. Множество расколотых крупных костей, которые найдены на стоянках Олдувайского человека, свидетельствует о том, что ха­билисы употребляли в пищу костный мозг. Использование за­садной и загонной охоты для добывания пищи говорит о высо­кой степени кооперации, которая существовала в первобытных стадах хабилисов. Распределение ролей во время охоты, необхо­димость дележа добычи способствовали дальнейшему развитию социальных отношений и формированию сознания человека умелого.

Впервые остатки ске­летов питекантропов были найдены на острове Ява в 1891 г. гол­ландским исследователем Э. Дюбуа. Позже аналогичные находки были сделаны в Германии, Венгрии, Алжире, Эфиопии, Южной Африке. Объем мозга питекантропа — от 800 до 900 см3, левое полушарие чуть больше, чем правое. Рост питекантропа достигал 165—170 см. Питекантроп жил примерно 2 млн. — 650 тыс. лет назад. Питекантропы питались растительной и животной пищей, занимались собирательством и охотой.

Скелет­ные остатки синантропов были найдены в 1920-е гг. в Китае. Синантроп жил 2 млн. — 360 тыс. лет назад. Объем головного мозга «китайского человека» достигал 1000—1250 см3. У синан­тропа обнаруживается несколько больше человеческих черт, чем у других разновидностей Homo sapiens, обнаруженных в различ­ных районах Земли.

Homo sapiens занимался коллективной охотой и умел исполь­зовать огонь. На стоянках древних людей обнаружен внуши­тельный слой пепла. Предполагается, что использование огня началось примерно 750 тыс. лет назад, однако это был есте­ственный огонь, горение которого поддерживалось на протяже­нии длительного времени. Поначалу архантропы применяли огонь для согревания и отпугивания хищников, но не для приго­товления пищи. Архантропы питались сырым или случайно обожженным мясом. Умение искусственно добывать огонь и его систематическое использование появились только 120—100 тыс. лет назад в эпоху палеантропов.