Смекни!
smekni.com

Использование зарубежного опыта (Северной Европы) в области прогнозирования, программирования и проектирования социально-экономической сферы в современных российских условиях (стр. 4 из 8)

Норвегия – единственная в мире страна, в которой установлен институт специального омбудсмена, который наблюдает за тем, чтобы не нарушались права детей. Муниципалитеты имеют право вмешиваться в жизнь семьи, если дети содержатся в ненадлежащих условиях.

Рассмотрев реформирование социальной сферы в странах Северной Европы, можно выделить главные принципы его осуществления и основные тенденции, которые выявляются в процессе его реализации.

- Происходит относительное сокращение государственной ответственности за социальное благополучие граждан и увеличение их личной ответственности в результате участия в частных страховых фондах.

- Усиливается социальная дифференциация граждан из-за того, что социальные выплаты ставятся в зависимость от размеров заработной платы трудящихся.

- Возрастает гибкость рынка труда на основе изменения механизмов его регулирования (стимулируется более активный поиск работы, увеличивается жесткость при назначении пособия по безработице, безработные лишаются пособия в случае отказа от предлагаемой работы и т.д.) и перехода к применению так называемых активных мер на рынке труда.

- В целях увеличения занятости шире применяются нетрадиционные методы борьбы с безработицей (программы переобучения и повышения квалификации; временный уход с рынка труда по семейным обстоятельствам или для продолжения образования).

- В целях уменьшения нагрузки социальных расходов на государственный бюджет и увеличения занятости появляется стремление увеличить пенсионный возраст, ограничиваются возможности для раннего выхода на пенсию, и, напротив, стимулируется более поздний выход на пенсию.

- Происходит отход от принципа универсальности в предоставлении социальных услуг и более широкое применение получает принцип селективности в их предоставлении, вводятся различные условия и проверки доходов при предоставлении социальной помощи[5].

Таким образом, поддержание функций социального государства остается важной характеристикой североевропейской модели. В то время как мировая экономика развивается в направлении увеличения различий в уровнях экономического благосостояния между странами и социальными слоями, в Северной Европе продолжает сохраняться относительно эгалитарное общество.Социально ориентированный государственный бюджет; образующие особый сектор экономики государственные предприятия; организованное профсоюзное движение; высокая степень привлечения на рынок труда молодежи; структурированное гражданское общество с его разнообразными институтами; высоко развитое местное самоуправление – именно эти особенности обеспечивают относительную устойчивость существования на Севере Европы социального государства в форме государства всеобщего благоденствия.

2. Программирование в области промышленной политики Европы

2.1 Технологическая политика

Активное государственное регулирование промышленности является характерной чертой экономического развития Западной Европы в послевоенный период. Разветвленная и законодательно оформленная система государственного воздействия на условия конкуренции и структурные пропорции, инновационный процесс и формирование трудового потенциала промышленности является важным фактором повышения конкурентоспособности западноевропейских фирм.

Особенность промышленной политики стран региона – использование пятиуровневого подхода при ее разработке и осуществлении: общеэкономического, отраслевого, технологического, регионального и межнационального.

На практике все пять направлений переплетаются и тесно взаимодействуют, обеспечивая условия для рыночной конкуренции. Так, методы прямого воздействия на отдельные промышленные отрасли, как правило, сочетаются с общеэкономическими, неселективными инструментами косвенного стимулирования НИОКР, инвестиций, мелкого и среднего бизнеса, процессов создания новых, в том числе наукоемких производств. В свою очередь, поддержка отдельных регионов и отраслей осуществляется (дополнительно к национальным программам) за счет межнациональных программ стимулирования промышленного развития.

Принципиально новые акценты в промышленную политику стран региона вносит процесс образования единого европейского рынка. Реализация все более широкого спектра государственных мероприятий передается в компетенцию органов ЕС. Увеличивается доля финансовых ресурсов на цели промышленной политики, перераспределяемых через эти органы по линии наднациональных программ – стимулирования процессов переквалификации промышленного персонала, введения общих систем стандартизации, нормирования и сертификации продукции, гармонизации национальных налоговых и антимонопольных законодательств, а также общих правил торговли и стимулирования конкурентоспособности частного бизнеса, единых экологических норм.

Конечной целью объединения усилий в области науки и технологии является устранение обнаружившегося в последние 10–15 лет отставания ведущих западноевропейских стран от США и Японии в ключевых направлениях научно-технического развития (особенно в области микроэлектроники, вычислительной техники, включая математическое обеспечение, и электронных компонентов). Кроме того, эти страны стремятся упрочить свои позиции в традиционных отраслях путем их широкого технологического и технического переоснащения. В соответствии с Римским договором (раздел 6, внесенный в 1986 г.) технологическая политика провозглашается одним из определяющих факторов создания технологического Сообщества как неотъемлемой составной части единого европейского рынка.

Кооперация и сотрудничество фирм, исследовательских центров и вузов призваны сконцентрировать ресурсы на проектах общеевропейской значимости, осуществление которых силами отдельных стран было бы нерационально по соображениям финансового и научно-технического порядка или сопровождалось бы ненужным дублированием.

Основным инструментом реализации этого сотрудничества являются 5-петние «рамочные программы», которые регулярно корректируются. Они разрабатываются Комиссией европейских сообществ (КЕС), определяют приоритеты и объемы финансирования исследований. После консультаций с видными представителями науки, бизнеса и национальных государственных органов, отвечающих за вопросы промышленной политики и представленных в трех специальных комитетах XII генеральной дирекции КЕС по науке, исследованиям и разработкам, Комиссия выносит проект программы на обсуждение Европарламента, Совета Министров и Социально-экономического комитета ЕС. Окончательное утверждение проекта осуществляется единогласным решением Совета Министров ЕС.

Третья рамочная программа 1990–1994 гг. (таблица 4) (см. приложение Б) организационно оформлена в виде 32 специальных программ по отдельным направлениям исследований, принимаемых Советом Министров ЕС квалифицированным большинством голосов.

На межфирменном уровне продолжает осуществляться программа ЕШЕКА (объем финансирования – 1 млрд. ЭКЮ в год), приоритетами которой являются прикладные НИОКР. Помимо стран ЕС в ней участвуют государства – члены ЕАСТ и Турция.

По сравнению со Второй рамочной программой 1986–1991 гг. в составе приоритетов произошли существенные изменения. При сохранении неизменным удельного веса расходов на общепромышленные НИОКР значительно возросла роль исследований по проблемам экологии, биотехнологии, а также программ в области обмена учеными, стратегического планирования научных и технологических приоритетов в рамках ЕС, оптимизации использования научного оборудования большой мощности. В то же время доля исследований в области энергетики сократилась.

Основной сферой объединения усилий стран ЕС остается информатика и телекоммуникации, рассматриваемые в качестве базовых технологий, определяющих технический уровень промышленности будущего. Повышение роли исследований в области защиты окружающей среды связано с превращением экологического компонента в один из решающих факторов конкурентоспособности.

Непосредственная работа по специальным программам осуществляется в трех основных организационных формах: договорные исследования с использованием принципа разделения издержек, работы в рамках исследовательских центров ЕС и кооперационные исследования.

80% всех расходов ЕС по линии Третьей рамочной программы реализуются в форме договорных НИР, причем КЕС берет на себя 50% суммарных фактических издержек по соответствующему проекту или 100% дополнительных издержек.

50%-ное финансирование проекта со стороны КЕС (при фиксированной максимально возможной сумме компенсации) имеет место в случае договорных исследований, выполняемых фирмами или институтами, которые имеют собственную бухгалтерскую службу и способны определить фактические издержки по проекту (вторая половина издержек покрывается самими его участниками). Если работы проводятся в научных учреждениях, не имеющих бухгалтерских служб, то все издержки по проекту, превышающие (собственные бюджетные средства, компенсируются ес).