Смекни!
smekni.com

Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом (стр. 7 из 9)

Важным элементом, в рамках регионального сотрудничества, представляющим интерес, является Центр исследования терроризма (TheTerrorismResearchCentre (TRC)) – независимый институт, посвященный исследованию терроризма, информационной войне и безопасности и подобным проблемам. Основан в 1996 году. TRC представляет новое поколение исследований и анализов, сочетающих экспертизу с технологиями в целях максимилизации объема и глубины изучения для последующего практического применения. TRC поддерживает сеть специалистов из разных областей индустрии, правительства, академий в США, Объединенном Королевстве, Швеции, Аргентине, Франции и Австралии. В рамках органа существует множество общедоступных ресурсов: Интернет, объединяющий более 5000 сайтов, телевидение (CNN), печатные издания (WashingtonPost) и др. популярные новостные ресурсы, академические журналы, книги[36].


Глава 3. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в современности

§1 Терроризм и права человека

В процессе контртеррористической деятельности безусловно остро встает вопрос о правах человека. Например, в отношении лиц, подозреваемых в совершении террористических актов, органами правосудия осуществляются беспрецедентные действия в рамках национального законодательства. Международные организации не могли не заметить подобную тенденцию. В ходе работы Комиссии ООН по правам человека в докладе (далее Докладе) «терроризм и права человека» подготовленном Специальным докладчиком г-жой Каллиопи К.Куфой на процессуальных правах человека заострено особое внимание: «В некоторых государствах лица, арестованные по подозрению в терроризме, могут быть лишены права на свидание. Речь может идти даже об отказе в сношении с собственным защитником или о таком серьезном ограничении права получения доступа к юридической помощи, включая обязательное присутствие официальных лиц при встречах адвоката с клиентом, как полный отказ в праве пользоваться помощью адвоката. Обвиняемый, как правило, содержится без права переписки и свиданий.»[37]

Возможно, подобные меры в определенных случаях и в отношении определенного круга лиц действительно необходимы. Но когда это принимает всеобъемлющий характер, создается впечатление, что в некоторых государствах высшие законодательные и правоприменительные органы начинают игнорировать основополагающие демократические принципы:

«Государствами могут предусматриваться специльные процедуры, допускающие проведение проверок документов, …и пр. актов, сопряженных как с посягательством на право неприкосновенности частной жизни. С серьезными посягательствами на права, могут столкнуться не только обвиняемые, но и многие совершенно непричастные лица» (цитата из указанного доклада).

Кроме этого актуальная проблема ограничения права на свободу слова, вероисповедания, передвижения в рамках работы Комиссии была также проанализирована и сделан вывод о том, что некие группы (считающиеся террористическими) в рамках определенного государства, выступая в поддержку определенной политической позиции, вступая в конфликт с генеральной линией политики Правительства вызывают подобную ситуацию (нарушение перечисленных прав). В этой связи возникает целый ряд проблем. В определенных государствах наблюдается нежелание акцентировании внимания на проблеме терроризма из-за страха последующего давления со стороны общественности на его политику, противоположная ситуация приведена выше. «В таких случаях имеются основания предположить, что государство либо бессильно, либо не желает - или же и то и другое – контролировать ситуацию, тем самым уклоняясь от своей первейшей обязанности обеспечивать защиту прав своего народа В подобных ситуациях ответственность за акты, совершаемые негосударственными субъектами, может нести само государство».

Самый злободневный вопрос современности – вопрос освещения террористической деятельности. Считается, что и само государство и негосударственные субъекты могут умышленно сеять страхи по поводу совершения против населения террористических актов, что в последующем может породить самое опасливое отношение к представителям определенной расы и религии. В этой связи, следует единственный вывод о том, что некоторые государства считают, что порождаемый ими расизм и религиозная нетерпимость отвечают их политическим интересам. В Докладе подобный подход называется «возмутительным», поскольку частично именно эта ситуация лежит в основе незаконных односторонних санкций и карательных мер и имеет глубокие последствия, отражающиеся на гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах как явным, так и не столь явным образом. Хотя, есть в этой ситуации некий побочный эффект, характеризующийся фразой, упомянутой в Докладе, «для меня борец за свободу, для тебя - террорист», не требующей каких - либо комментариев.

§2 Вовлечение личности в ряды радикальной организации

Для получения объективного представления о какой – либо проблеме необходимо рассмотреть её суть с разных позиций. Представляется, что объективность можно получить, попытавшись подойти к изучаемой теме из глубины.

В своей статье «Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп»[38], психолог, Михаил Вершинин предложил своё научное исследование, о котором речь пойдет ниже.

Поскольку в рамках рассматриваемой темы вопрос о деструктивных организациях - культах не исследуется, ниже будет приведен лишь анализ части работы, касающейся вовлечения личности в террористическую организацию.

Люди, вступающие в ряды радикальной группировки (террористы) - это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер. Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены радикальных групп. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, которые отличают приверженцев религиозных культов. Резкие изменения, происходят при вступлении в террористическую организацию, поскольку человек отказывается от принадлежности к определенной социальной группе, порывает с обществом и принужден вести подпольное существование.

Согласно статистическим исследованиям, касающимся полового соотношения участников, в террористических группах ситуация выглядит следующим образом – 75% мужчины. В последние 5-6 лет женщины в радикальных организациях стали привлекаться к активной террористической деятельности, как террористы-смертники, раньше их деятельность сводилась к «подготовке и планированию» террористических актов, а не к участию.

Через «возвышенные мотивы» обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко принимает радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (т.е. полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле «вождя» «учителя»), религиозные или идеологические секты типа «Аум Синрике» или «Красных бригад». Длительное нахождение членов террористических или культовых групп в конспиративной обстановке при интенсивной террористической (религиозной) тренировке, включающей и специальные (ведущие к реформированию мышления) технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной средой, можно назвать террористической средой с особым типом сознания людей, составляющих эту среду.

Генезис формирования и динамики поведения «вовлеченной» личности напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данную личность. Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Так, вербовка в культы проходит с личностями, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе, как правило, это стресс, вызванный тяжелыми переживаниями после трагического события, развода, гибели близкого человека, потери работы и т.п. При всем различии террористических и культовых группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к данным организациям. Настоящая причина - сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности.

Обычно членами радикальных (террористических) организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же асоциальной, как и он сам. Общей чертой террористов и культистов является, таким образом, сильная потребность во включенности в группу подобных людей, связанная с проблемами самоидентичности.