Смекни!
smekni.com

Культурная дипломатия России (стр. 3 из 6)

Все специалисты, приглашаемые в департамент, обладают соответствующим опытом работы в посольствах или в постпредстве при ЮНЕСКО, разбираются на уровне профессионалов в вопросах международно-правового регулирования проблем культуры и образования. Тем не менее, опыт свидетельствует, что успех реализации программ культурного сотрудничества во многом зависит от личностных качеств работников, их способности налаживать личные контакты и умения заинтересовать партнера конкретными проектами [2; стр. 365].

Департамент согласовывает все инициативы по международному культурному сотрудничеству с другими федеральными ведомствами и учреждениями, организациями и субъектами Российской Федерации, координирует деятельность региональных департаментов, направляет работу посольств, верстает на основе их планов общие планы культурного сотрудничества, контролирует их выполнение, вносит соответствующие коррективы в ходе их реализации. При этом учитывает, что культурные связи должны отражать федеративное устройство Российского государства, представлять Россию как страну с многонациональной культурой [4; стр. 60].

В плане совершенствования и систематизации двусторонних культурных связей сложилась относительно новая практика подписания программ перспективного сотрудничества, которые носят рекомендательный характер. За их подготовку, наравне с посольствами, отвечает ДКСЮ. По форме и содержанию такая программа представляет собой рамочное соглашение, предполагающее создание атмосферы максимального взаимного благоприятствования в проведении культурных мероприятий на территории государств, подписавших этот документ. В частности, речь может идти об установлении льготных таможенных и налоговых условий, ускорении визовых формальностей, оказании содействия в подборе импресарио и продюсеров, привлечении спонсоров и т.д. [11; стр. 271]

Особая роль в разработке и проведении внешней культурной политики принадлежит российским посольствам за рубежом, которые являются одним из важнейших звеньев в механизме осуществления двусторонних культурных связей. В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации основная задача дипломатического представительства в сфере культуры заключается в "обеспечении дипломатическими средствами развития сотрудничества Российской Федерации с государствами пребывания в культурной области". Руководит культурной работой посольства посол. Направления работы и ее формы вырабатывает Совет посольства по культуре, в который входят представители культурных учреждений, работающих с Россией, сотрудники посольства [14]. Реализует решения Совета аппарат культурного атташе.

На должности культурных атташе, как правило, приглашают дипломатов, имеющих длительный опыт работы в данной стране или регионе, наработавших обширные связи, хорошо знающих специфику, традиции, обычаи и культурные особенности страны пребывания. При подборе кадров ориентируются на людей, обладающих определенными организаторскими и менеджерскими способностями. На эту работу приходят дипслужащие-страноведы, в карьере которых должность атташе по культуре является важным этапом, во многом подготавливающих их переход на самые высшие ступени дипломатической службы [2; стр. 366]. В больших посольствах культурные атташе занимают должности советника, в средних – 1-го секретаря [14].

Высокий профессионализм существенно облегчает решение служебных обязанностей. А они достаточно обширны: атташе поддерживает постоянные контакты с культурными ведомствами, учреждениями, организациями, деятелями культуры страны пребывания; руководит подготовкой и реализацией двусторонних программ, составлением культурных планов; готовит правовую базу культурных связей; участвует в поиске источников финансирования совместных проектов; рекомендует импресарио, которые могли бы проводить гастрольную деятельность наших артистов или организацию выставок, т.е. занимается живой и серьезной повседневной работой в рамках своего дипломатического статуса. От качественного уровня ее исполнения и эффективности в значительной степени зависит объем и формы культурного присутствия России в стране пребывания.

Непременным залогом и предпосылкой успеха этой работы является также наличие тесных личных контактов дипломатических служащих с участниками культурных обменов (российскими и зарубежными) как по линии государственных, так и общественных или частных структур. Важное место в ней должны занимать партнерские связи с объединениями соотечественников, обществами дружбы и другими организациями, имеющими цель стимулировать культурное сотрудничество с Российской Федерацией [2; стр. 366].

Таким образом, используя специфический инструментарий дипломатических форм и методов, культурная дипломатия содействует достижению основополагающих целей внешней политики России. Повышение ее эффективности напрямую зависит от квалификации и культурного уровня тех людей, которые заняты культурной дипломатией, от увеличения государственной поддержки культуры в целом, в том числе политической и финансовой.

2.2 Основные задачи и принципы работы государственных ведомств в области культуры

В концентрированном виде эти задачи сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в 2008 г. Во главу угла ставится доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позициях государства по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях в сфере культуры, а также достижениях российской культуры, науки и интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, благоприятного отношения к стране за границей.

В феврале 2001 г. на уровне Министерства иностранных дел Российской Федерации был утвержден нормативный документ "Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами".

В этом документе отмечается, что культуре принадлежит особая роль в реализации внешнеполитической стратегии России. "Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическим ресурсом, но и культурным достоянием народов Российской Федерации. Выражая духовную самобытность нации, российская культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества [7; стр. 1033]".

Стержневая задача внешней культурной политики России заключается в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с иностранными государствами, развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, наращивании участия страны в системе международного культурного сотрудничества. При этом российское культурное присутствие в зарубежье, как и зарубежное культурное присутствие в России, должны способствовать утверждению за страной достойного, сообразного ее истории, геополитическому положению, совокупной мощи и ресурсам места на мировой сцене [9].

Другим приоритетом внешней политики России является оказание систематической и разносторонней поддержки российским соотечественникам за рубежом, прежде всего в сохранении ими своей культурной, этнической и языковой самобытности, защите прав и свобод российских граждан и русскоязычного населения иностранных государств. В этих целях устанавливаются тесные связи с русскими землячествами и другими общественными объединениями соотечественников. Их цель – координация с ними конкретных мер по защите их законных интересов [5].

Культурные связи могут и должны быть фактором противодействия попыткам возвести новые разделительные линии между народами и государствами, нейтрализации антироссийских стереотипов. Должны быть направлены на создание атмосферы наибольшего благоприятствования для развития всей палитры межгосударственных отношений. В определенном смысле это защитительная функция, введенная с учетом реального положения, когда недружественные России силы продолжают пропагандистскую войну против нее, пытаются повлиять на ее внутреннее развитие, используя, в том числе, инструменты культурной дипломатии. При этом применяются и такие методы, как ограничения использования русского языка в своих странах даже в тех случаях, когда русский язык является родным для значительной части населения [10].Основу связей в области культуры составляют организуемые при государственной поддержке или на коммерческой базе артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров. Их концерты проходят при переполненных залах и имеют высочайший международный рейтинг. Они работают с известнейшими концертными агентствами и уже особо не зависят от поддержки государства. На российских исполнителей работает их высокий авторитет, они же работают на авторитет России.Особое внимание уделяется молодым исполнителям. Важную роль здесь играют такие международные музыкальные конкурсы, как конкурс имени Чайковского, имени Рахманинова, конкурс юных пианистов имени Шопена, вокалистов имени Глинки и др.; а также деятельность таких спонсорских организаций, как "Новые имена", отбирающих и продвигающих талантливых молодых исполнителей с самого юного возраста [4; стр. 62]. В этом им активно помогают Министерство культуры России, МИД и его загранпредставительства, организующие концерты молодых исполнителей, в том числе и в помещениях посольств.Надо признать, что индивидуальная концертная деятельность получает сегодня более широкое распространение, чем гастроли крупных творческих коллективов, театров, оркестров, хоровых и танцевальных ансамблей. Такие гастроли стоят огромных денег, и государство не часто проявляет готовность выделять такие средства.