На рост количества частных мигрантских предприятий влияет: повышение уровня образования (с 1988 по 1998 гг. количество студентов из семей мигрантов увеличилось более чем на 120%) и постоянное повышение требований на рынке труда, выталкивающее мигрантов в частный сектор, где эти требования порой ниже.
В Германии создается иммигрантская инфраструктура: газеты на турецком, телевизионные каналы. Что, в свою очередь, неизбежно еще больше отдаляет, изолирует иммигрантов от немецкого общества. Часто мигранты знакомы лучше с политической ситуацией в своих странах, чем в самой Германии. В Германии проживает 2,5 млн. турок, 72 тыс. афганцев, 12,1 тыс. албанцев, боснийских мусульман - 167 тыс., иранцев - 116,5 тыс., ливанцев - 54 тыс., пакистанцев - 38 тыс., сомалийцев - 8,5 тыс., тунисцев - 24,2 тыс., алжирцев - 17,2 тыс., марокканцев - 81 тыс., 12,4 тыс. принявших ислам немцев. Причем среди марокканцев процент получивших гражданство составляет 50%. Иракцы больше всех из иммигрантских групп имеют высшее образование. Мусульмане в Германии стали второй по величине религиозной группой после католиков. Их численность достигает 3,5 млн. человек. Германия остается страной, в которую продолжают прибывать на жительство иностранцы из исламских государств. В ФРГ действуют 2600 мечетей. По данным, опубликованным в местной прессе, в 2007 г. мусульмане составят более 50% берлинцев в возрасте до 20 лет.
Церковь в Германии официально отделена от государства. В стране сложились особые взаимоотношения между государством и религиозными общинами, которые имеют статус "корпораций публичного права". Германия, являясь светским государством, признает все религии равными, однако defactoорганизации, которые имеют статус корпораций публичного права и с которыми были заключены конкордаты, церковные соглашения, имеют привилегированное положение. Мусульманские мигранты прибыли в большинстве своем из стран, в которых не существует традиции создания и регистрации объединений для отправления религиозных потребностей. Тем не менее острая необходимость приспособления к условиям принимающего общества повлекла за собой создание разветвленной сети мусульманских организаций.
Для осуществления различных видов деятельности на территории Германии мусульманам требовалось найти подходящую правовую форму организации. Большинство религиозных организаций Германии имеют статус зарегистрированной организации, эта юридическая форма была выбрана и мусульманами. В Германии понятие зарегистрированной организации определяется Гражданским сводом законов как союз физических или юридических лиц, объединенных под одним названием на длительное время, имеющий представительный орган и устав, согласно которому происходит вступление или выход из состава союза.
Основанием для создания организации является наличие минимально семи членов общества и устава, в котором определены основные положения создаваемой организации. Зарегистрированная организация может действовать как юридическое лицо, например, создавать и содержать места для совершения молитвы.
Еще одна юридическая форма существования религиозных организаций - корпорация публичного права или общественных корпораций. Под корпорацией публичного права понимается юридическое лицо публичного права, организованное по принципу членства принадлежащих к нему лиц и исполняющее переданную такому объединению определенную часть государственных задач. Статус корпорации публичного права расширяет права религиозных объединений.
В Основном Законе не указано, что государство должно поддерживать все конфессии в одинаковой мере, поэтому де-факто только определенные религиозные организации имеют привилегированный статус корпораций публичного права.
Каждая религиозная организация должна быть занесена в регистр соответствующей судебной инстанции. Для регистрации организации должны быть исполнены положения, которые подразумевают наличие устава, соответствующего немецким законодательным принципам, названия, юридического адреса, цели, членов, представительства и порядка ликвидации. Организации, которые получают статус общественных корпораций, получают ряд преимуществ. Исламская община, однако, должна обосновать создание "общественной корпорации", целью которой является сохранение религиозной идентичности.
Государство может принимать участие в финансировании корпораций публичного права. Организации с подобным статусом вправе создавать детские сады, они также получают льготу при налогообложении или вообще освобождаются от некоторых видов налогов.
Государство не имеет права контролировать деятельность религиозных организаций, это гарантируется конституцией страны. Тем не менее государство старается достигнуть прочного партнерства с религиозными общинами в Германии, равно как и с другими ассоциациями. Государство поощряет деятельность этих организаций по поддержанию демократических стандартов. Государство при издании того или иного постановления учитывает мнение католической и протестантской церквей по вопросам, касающимся клонирования, вопросам предоставления политического убежища и др. Статус "общественных корпораций" имеют католическая, протестантская церкви, иудаизм, новая апостольская церковь, греческая православная церковь. Исламские общины 70-х гг. прошлого столетия пока безуспешно пытаются получить статус корпораций публичного права. Известный немецкий социолог Герхард Робберс считает, что основной причиной отказов является то, что статус корпорации публичного права подразумевает создание структуры, совместимой с той, которая существует у христианских общин. У исламских общин такая структура отсутствует. Он считает, что со временем ситуация изменится, т.к. количество мусульман постоянно растет. И для того, чтобы быть более интегрированными в немецкое общество, им предстоит усовершенствовать свою структуру. Сегодня мусульманские общины имеют право участвовать в составлении школьного расписания по религиозным предметам, подготовке религиозных кадров, создании кладбищ и т.д. Однако для того, чтобы быть признанными в качестве корпорации публичного права, все религиозные мусульманские общины должны подчиняться одному представительному органу. В настоящее же время в Германии множество общин формируется по этническому признаку. Этническая сторона доминирует над идеей исламского единства. В связи с этим в настоящее время создание некого единого представительного органа, выражающего интересы всех мусульманских общин Германии, невозможно. Одним из аргументов, по которым исламской суннитской общине отказывают в регистрации как корпорации публичного права, поскольку она не согласна признавать и подчиняться единой "организации-зонтику", выражающей интересы всех общин при том, что у них в своей среде нет каких-либо идеологических разногласий. Мусульмане Германии, представленные различными этническими группами, зачастую не идут на кооперирование даже для того, чтобы отстаивать общемусульманские интересы, например, создавать образовательные религиозные центры.
Риа Нольден, немецкий социолог, провела исследование, в ходе которого выяснилось, что в целом в мусульманской среде существуют некоторые идеологические и национальные противоречия. В мусульманской общине в Германии представлены сунниты, алавиты, шииты, ахмадийцы, исмаилиты, различные суфийские группы. Как и в других странах Западной Европы, перед властями Германии стоит вопрос налаживания диалога с мусульманской общиной страны. Государству легче было бы вести такой диалог с неким единым представительным органом, выражающим интересы мусульман Германии. В середине 90-х годов власти пригласили представителей всех групп мусульман на форум, целью которого было создание единого консультационного совета мусульман. Однако эта попытка окончилась неудачей, т.к. лидеры некоторых исламских диаспор Германии побоялись оказаться "в тени" многочисленных турецких общин и попасть под влияние "турецкого ислама".
Одной из старейших мусульманских организаций Германии является "Лига мусульман Германии". Она была учреждена в 1952 г., причем состоит из этнических немцев, принявших ислам. Своей главной миссией она считает обеспечение культурного диалога между Германией и исламским миром.
К числу самых влиятельных организаций турецких мусульман в Европе вообще и Германии, в частности, относится "Милли Герюш" (Национальный взгляд). "Милли Герюш" была основана в 1967 г. в Турции Н. Эрбаканом. Целью создания этой организации было упразднение светской системы правления в Турции. Н. Эрбакан получил образование в Германии. После военного переворота в 1971 г. в Турции многие функционеры "Милли Герюш" бежали в Европу, большая часть их осела в Германии. Организация продолжила работу в Германии и в других странах Европы, была создана широко разветвленная инфраструктура в различных регионах стран Запада. В 1976 г. в Кёльне это движение было создано под названием "Турецкий союз Европы". После исламской революции в Иране в 1979 г. внутри Союза появились разногласия по поводу стратегии организации. Выделилось экстремистское радикальное крыло под руководством Камалетдина Каплана. В 1984 г. Каплан и ряд его сторонников отделились и создали "Федерацию Исламских ассоциаций и общин".
Непосредственно "Милли Герюш" реорганизовалась в 1985 г. и получила название "Союз нового мирового взгляда в Европе". Десять лет спустя этот Союз был вновь переименован в "Европейское общество поддержки и строительства мечетей". "Милли Герюш" имеет сложную структуру, в которую входят как филиалы с некоторыми ограничениями в правовой деятельности, так и федерации, общины, являющиеся самостоятельными членами союза. А в 1995 г. местное объединение в Бонне было переименовано в Исламское объединение "Милли Герюш". Оба объединения имеют различные задачи; деятельность Европейского общества поддержки и строительства мечетей распоряжается недвижимостью головной организации, а Исламское объединение "Милли Герюш" взяло на себя обязанности религиозного, культурного и социального сопровождения иммигрантов.