Смекни!
smekni.com

Мусульманская община в ФРГ (стр. 5 из 5)

Христианские демократы, напротив, заявляют, что Германия не мусульманская страна, это христианское государство, и мы не обязаны приспосабливаться к исламу.

Политические партии Германии активно работают с иммигрантскими организациями с целью получения дополнительных голосов на выборах. Кандидаты от партий выступают в мусульманских культурных центрах. Более того, политики Германии активно вовлекают в политический процесс исламские организации и ассоциации, делают их уже сформировавшиеся структуры составными частями своих политических блоков. Например, "Германо-турецкий форум" был создан консерваторами в 1997 г. В 1993 г. под эгидой либеральной партии была создана "Германо-турецкая либеральная ассоциация".

Участие мусульман в профессиональных ассоциациях, торговых союзах шире, чем в политической сфере. Это объясняется прежде всего тем, что в политической жизни могут участвовать только граждане Германии, здесь же иммигрантам гарантируются равные права. По мнению аналитиков немецкого рынка труда, активность мусульман в профессиональных ассоциациях могла быть выше, если бы не низкий уровень образования и большое число безработных. Тем не менее торговые союзы и профессиональные ассоциации являются именно той сферой, где мусульманские меньшинства могут отстоять свои права. Основной трудностью, с которой сталкиваются предприниматели-мусульмане, является недостаточное знание конъюнктуры рынка Германии, системы управления в немецком контексте. Для того, чтобы облегчить некоторые трудности в бизнес-сфере, в 1993 г. в г. Кёльне была создана, например, "Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей". Подобные организации функционируют в Гамбурге, Берлине, Штутгарте, других городах. В 1998 г. организована "Федерация независимых предпринимателей и промышленников Германии". Основная цель - продвижение и интеграция турецкого бизнеса в Германии, подготовка турецкой молодежи в ведущих вузах страны.

В последние годы отношение в Германии к мусульманам заметно ухудшилось. В конце 2003 г. был проведен социологический опрос среди различных групп населения, который показал, что у 91% респондентов ислам ассоциируется с притеснением женщин, 75% - всех исповедующих ислам называют фанатиками34, 61% опрошенных жителей Германии считает, что христианство и ислам не смогут мирно сосуществовать, 46% опрошенных назвали ислам "отсталой религией"; 34% сказали, что не доверяют лицам, исповедующим ислам; 27% - "иммиграция мусульман в Германию должна быть запрещена".

В первые пять месяцев после терактов 11 сентября 2001 г. в Германии были отмечены нападения на мусульман, угрозы, оскорбления в их адрес. Очередной всплеск антиисламских настроений в Германии был отмечен после терактов в Мадриде в марте 2004 г. Более чем в 70 мечетях страны были проведены обыски. В мае 2003 г. районный суд города Штутгарта вынес постановление, в котором говорится, что обыск в декабре 2002 г. в мечетях города был проведен незаконно, и у полиции не было необходимых на то документов.

Сегодня власти создают некоторые административные барьеры по вопросам открытия мест для отправления религиозных служб, включения в школьное расписание предметов по изучению исламской религии. Тем не менее в Берлине Исламской федерации удалось включить в 30 школах в расписание предмет по исламской религии в 2004 году. Как и в ряде других европейских стран, в Германии широкое обсуждение получила тема ношения мусульманской одежды. В 2003 г. Федеральный конституционный суд вынес решение, согласно которому действия властей земли Баден-Вюртемберг, запретивших учительнице носить хиджаб, были признаны незаконными. Однако позже Федеральный конституционный суд вынес постановление, согласно которому такие вопросы относятся к компетенции местных властей. И уже в апреле 2004 г. власти земли Баден-Вюртемберг запретили выражать политические, религиозные и идеологические предпочтения путем ношения сопутствующих атрибутов. Немецкое общество все еще в плену антиисламских предубеждений. Сообщения в немецких СМИ относительно исламистских тенденций и конфликтов в исламских странах только усиливают существующую антимусульманскую настороженность и формируют имидж так называемого немецкого образа ислама как отсталой, экстремистской религии, представляющей угрозу обществу. Популяризация предубеждений через СМИ мешает большинству немцев понять сложную и разнообразную природу ислама.

Мусульманские организации Германии выступили против унизительного "идеологического теста" для мусульман, претендующих на получение немецкого гражданства. Правительство Баден-Вюртемберга разработало тест из 30 вопросов, цель которого - проверить лояльность претендующего на получение гражданства. Мусульмане подвергаются гораздо более строгому экзамену, чем остальные претенденты. Так, выходцев из стран-членов Организации Исламская конференция предполагается спрашивать об их личном отношении к событиям 11 сентября. Мусульманские лидеры считают подобную проверку дискриминационной "Мы не успокоимся до тех пор, пока правительство (земли Баден-Вюртемберг) не отменит этот тест", - заявил Мунир Аззауи из Центрального совета мусульман Германии. Недавно немецкие парламентарии отклонили законодательную инициативу Партии зеленых, которая предлагала федеральному правительству вмешаться и запретить землям вводить ограничения для мусульман. В настоящее время такие ограничения действуют в 16 землях Германии.

Характер иммиграции мусульман в Германии не является следствием их колониального прошлого. Она обусловлена лишь экономическими причинами. Колониальное прошлое, влияние империи накладывают определенный отпечаток на политические традиции и миграционную политику и процесс интеграции. Иммигранты из бывших колоний в меньшей степени сталкиваются с языковой проблемой принимающего общества, их отличает относительное знание политического устройства и культурных особенностей страны. В Германии, где законы о натурализации делали чрезвычайно затруднительным получение гражданства мусульманами-мигрантами, даже если они родились и получили образование в этой стране, общинная логика служила компенсацией за отказ в общественной интеграции, даваемой предоставлением гражданства. Не имея шансов стать здесь гражданами, эти люди были вынуждены вести замкнутый образ жизни, говорить только на родном языке, покупать товары в "этнических" магазинах, заставлять своих женщин ходить в платках, множа проявления своей инаковости. Феномен ислама становится причиной серьезных дебатов о месте религии в жизни человека. Иммигранты-мусульмане обращаются к вопросу о взаимоотношениях ислама и современности. Приток иностранной рабочей силы произвел неожиданный и быстрый эффект: западноевропейская экономика стала энергично развиваться. Во многом благодаря использованию зарубежных рабочих. "План Маршалла" поднял разоренное хозяйство, модернизировал его и совершил "экономическое чудо"40. Однако длительное время пребывание мигрантов не было проблемой для принимающего общества, сложности возникли после, когда миграция приобрела общинный оттенок, мигранты решили остаться в европейских странах, привезли свои семьи. Такие вопросы, как признание мусульманами принципов лаицизма, сохранение лояльности правовому строю страны проживания, признание демократии и плюрализма в Европе пока остаются открытыми. Молодежь, имеющая образование и более высокий социально-экономический статус, ориентируется не только на культуру и традиции предков, но и на особенности страны, в которой она выросла и получила образование, именно молодежь предпринимает попытки к созданию нового образа ислама, который в условиях иммиграции подвергается некоторым динамическим изменениям.

Литература

1. Daragmeh M. Germany’s Muslims between assimilation and confrontation, www.dailystar.com, 18.09.2004.

2. Romhild R. Global Heimat Germany. Migration and the Transnationalization of the Nation-State // Migration, Culture, and the Nation-State, 2005, Vol.1, Issue 1.

3. Troll, Christian W. Germany’s Islamic Charter with a commentary // Encounter. Documents for Muslim-Christian Understanding, Rome, № 290, Dec. 2002.

4. Schmidt-Fink E. The interesting and exotic become suspicious neighbours Arab migrants in Germany before and after September 11 // DAAD Cairo, 30.04.2002.

5. Robbers G. The legal status of Islam in Germany. 2000.

6. Akbulut, Duran. Turkische Moslems in Deutschland. Ein religionssoziologischer Beitrag zur Integrationsdebatte. Albeck, 2003, с.59.

7. www.vikz. de

8. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах запада // Ислам и политика / Институт Востоковедения РАН; Институт изучения Израиля и Ближнего востока. М., 2001, с.265.

9. Euro-Islam. Eine Religion etabliert sich in Europa // ZFT-Aktuell 102. November 2004, с.49.