Смекни!
smekni.com

Ф.И. Тютчев в Троицком и Знаменском-Садках (стр. 2 из 2)

Дата реконструкции здания — 1825 г., как установлено нами на основании архивных документов, а не 1823 г., как ошибочно указано в современной литературе. По-видимому, она не случайна, а имеет непосредственное отношение к биографии поэта: именно в 1825 г. Ф.И. Тютчев, приписанный после окончания Московского университета к русской миссии в Мюнхене сверх штата, вернулся в Москву после двухлетнего пребывания за границей и побывал в Троицком. Косвенно это подтверждает и посвящение придела именно святому Николаю Чудотворцу, являющемуся и покровителем путешественников. Прошение И.Н. Тютчева московскому митрополиту Филарету (Дроздову) об освящении придела в церкви села Троицкого датируется 11 сентября 1825 г., а М.П. Погодин встречался с Ф.И. Тютчевым 17 сентября, т.е. все работы в церкви были завершены, когда Ф.И. Тютчев еще жил в усадьбе.

После Октябрьского переворота утрачено все внутреннее убранство Троицкой церкви и верхние ярусы колокольни. Постепенно храм превратился в руины, было уничтожено кладбище, на котором среди прочих тайно погребались и жертвы Салтычихи (за это бывший священник Троицкого по приговору юстиц-коллегии был наказан кнутом с вырезанием ноздрей и сослан в Нерчинск на «вечные» каторжные работы). В советское время в церкви размещалась лаборатория Института физики Земли Академии наук. Сейчас храм снова действует. Ф.И. Тютчев был прихожанином этой церкви и даже крестным отцом одного из крестьянских детей из Теплого Стана. Согласно церковной именной ведомости, «2 августа 1820 г. в вотчине господина Ивана Николаевича Тютчева в деревне Верхнем Теплом Стану родился у крестьянина Егора Матвеева сын Матвей. Крещен августа 6 числа, восприемником был господина Ивана Николаевича сын Федор Иванович, восприемница была Ивана Николаевича жена Екатерина Львовна».

Ныне перед церковью находятся два пруда, устроенные «на овраге», — при Тютчевых их было пять. За прудами расположен усадебный регулярный парк, который очень красиво выглядит на опубликованных схемах, но реально представляет из себя жалкое зрелище, он запущен и застроен поздними сооружениями. Хорошо просматривается лишь его главная аллея, ориентированная на церковь. Господский дом Тютчевых, также находившийся за прудами напротив церкви, не сохранился. Не уцелело никаких изображений, позволявших бы достоверно реконструировать внешний вид этой усадьбы.

«Проект зон охраны бывшей усадьбы “Троицкое” в Теплом Стане», разработанный НИиПИ Генплана г. Москвы, предусматривал создание в Троицком музея Ф.И. Тютчева, однако это предложение осталось только на бумаге. А вот усадьба Знаменское-Садки хорошо сохранилась и вполне могла бы стать музеем. Она находится за кольцевой автодорогой, но входит в черту Москвы, являясь частью района Северное Бутово. От автобусной остановки «Зона отдыха “Битца”» кратчайший путь в усадьбу идет по грунтованной дорожке через бывшее поле. Вскоре мы оказываемся у длинного современного забора, ограждающего основную часть Знаменского, перед проходной ВНИИ охраны природы, занимающего усадьбу.

Основной достопримечательностью усадьбы является большой господский дом, выполненный в формах зрелого классицизма, в котором Ф.И. Тютчев бывал в гостях у Трубецких и встречался с М.П. Погодиным. Двухэтажное с мезонином здание, сооруженное примерно в 1780-х гг., расположено в северной части усадьбы и обращено главным южным фасадом к пруду, а северным к сильно заросшему травяному партеру.

Первоначальный экстерьер здания, каким его видел Ф.И. Тютчев, можно представить только по малоудачной акварели из принадлежавшего Трубецким альбома, ныне хранящегося в Российской государственной библиотеке. К сожалению, на ней полностью не зафиксирован ни один из фасадов дома, неизвестный художник ограничился только его фрагментом со стороны прудов, а именно юго-западным углом, показав колонны несуществующего ныне портика. Перед домом тогда также существовал партер с круглой зеленой лужайкой, окруженной песчаной дорожкой. Поодаль помещался одноэтажный флигель — один из шести аналогичных зданий (ни одно из них не сохранилось). Другая акварель из этого же альбома изображает одно из помещений господского дома в Знаменском-Садках — будуар дочери владельца — княжны Аграфены Ивановны Трубецкой (впоследствии по мужу Мансуровой, 1795—1861), посещавшей Ф.И. Тютчева в Троицком вместе с М.П. Погодиным. В этом камерном помещении собраны вещи, отражающие вкус и пристрастия богатой молодой женщины: письменный столик, небольшое бюро и диван у стены, цветущие розы в горшках и окантованные рисунки на стенах. Голубая шелковая драпировка окна является как бы фоном для них.

В значительной степени в доме сохранилась старая планировка и первоначальная декоративная отделка некоторых помещений. Типичен для зрелого классицизма двусветный хороших пропорций зал с хорами для музыкантов. На потолке в центральном овальном медальоне плафона изображена колесница бога войны Марса. Во второй половине 1960-х гг. здание было реставрировано и частично реконструировано.

Помимо господского дома от сооружений, виденных Ф.И. Тютчевым в Знаменском-Садках, уцелела только оранжерея (в книге «Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы» мы условно назвали ее зимним садом). В настоящее время от оранжереи, расположенной западнее господского дома, остались два отдельно стоящих сооружения. По-видимому, оранжерея была выстроена в последней четверти XVIII — начале XIX в. В описи Знаменского-Садков 1908 г. оранжерея значится каменным флигелем, что говорит об утрате ее первоначальных функций к тому времени. К сожалению, на государственной охране оранжерея не стоит и юридически памятником архитектуры не является.

Все усадебные постройки находятся в окружении огромного английского, т.е. пейзажного, парка. В настоящее время парк сильно зарос, никто его не чистит, поэтому он все больше и больше превращается в лес.

Недалеко от Троицкого и Знаменского находится Тютчевская аллея — попытка увековечивания памяти Ф.И. Тютчева в Москве, осуществленная в 1997 г. к 850-летию города. В Тютчевскую аллею включены старинная аллея в усадьбе Узкое (ныне санаторий РАН), принадлежавшей родственникам Ф.И. Тютчева графам Толстым, и часть дороги, ведущей в эту усадьбу со стороны деревни Коньково. Название аллеи вызывает недоуменные вопросы: когда Ф.И. Тютчев приезжал в Узкое и почему об этом не пишут? На самом деле в Узком Ф.И. Тютчев никогда не был: в опубликованной в 1999 г. «Летописи жизни и творчества Ф.И. Тютчева» не отмечен ни один его приезд в эту усадьбу. Конечно, авторы названия стремились хоть как-то увековечить имя поэта, назвав Тютчевской аллеей то место, где он никогда не бывал, но невдалеке от которого прошли его юношеские годы. Но у тех, кто уверен, что Ф.И. Тютчев посещал Узкое, теперь есть неопровержимый на их взгляд аргумент — название аллеи. Этот пример показывает необходимость очень острожного подхода к современной топонимике.