Фундамент основной части храма (изученный в шурфе, заложенном в южном приделе) выполнен из мелкого и среднего булыжника, уложенного в ров насухо. Он целиком врезан в светлый материковый песок, чередующийся с лентами суглинка. Ров при его отрывке осыпался, и поэтому фундамент получил трапециевидную в сечении форму, выступая на 25— 30 см от линии стенной кладки. Зыбкость осыпавшегося песчаного грунта и камней кладки не позволила нам довести шурф до подошвы фундамента, которая лежит по меньшей мере на 1.2 м глубже дневного уровня XII в. Глубина фундамента и учет мастерами свойства песчаного грунта равномерно распределять давление и не задерживать в себе влагу обеспечили долговечность и устойчивость здания. Фундамент более легкой части комплекса — галереи выполнен в той же технике из булыжника насухо; он также трапециевиден, но заложен соответственно мельче: его глубина 0.9 м. Выступающие наружу края фундамента перекрыты отмосткой из плинфы на глине. Выше идет нормальная стенная кладка.
Плинфа храма и галерей хорошо отформована и обожжена. Массовый промер обломков плинфы выявил ее единообразие как в храме, так и в обстройках. Преобладает толщина 4 см с отклонением до 4.3—4.5 см; единичны образцы более тонкой плинфы (3.5 см). При длине 29—31 см, в общем сходной у всех образцов, ширина дает два размера: более широкий — 19—20.5 см (очень редко 21—21.4 см), более узкий — 13.5—14.5 см. Сходство материала храма и галерей — одно из доказательств одновременности их возведения. Любопытно, что саркофаги южного придела сложены из того же материала, т. е. обстройки были задуманы как усыпальницы и сооружались сразу с саркофагами. Особенность плинфы — количество бортовых знаков по сравнению с их обилием в церкви Петра и Павла.
Интересны единичные обломки фигурной плинфы: трапециевидной с выгнутой большей стороной, шириной 14 см, радиусом 15,8 см; тpeугольной с выгнутой линией основания.
В кладку вводились голосники двух видов (как и на других памятниках Смоленска): привозные красноглиняные двуручные амфоры с толстыми стенками и горизонтальным рифлением; узкогорлые кувшины местного производства, более низкого технического качества. Тесто последних коричнево-серое с примесью дресвы, с внутренней стороны — следы техники ленточного налепа, поверхность обварная, пятнистая.
В местах, требующих особой прочности материала, применялся красный песчаник. Его плитами вымощены входы в порталы храма и галереи, ступени перед северным порталом. Из песчаника же сделаны блоки для железных подставов портальных дверей, вмурованные в плинфяную кладку. Размер блоков северного портала 15X18X50 см. В них ближе к косяку портала сохранились глубокие выемки.
Блоки поставлены на 45 см выше порога, а сам подстав выше на 53 см. Подобный же блок подстава обнаружен в портале южной галереи. Здесь порог проема был деревянным; сохранилось полуразрушенное гнездо для квадратного (32X32 см) бруса.
Для настила полов храма использовались майоликовые плитки. Отметим, что плиток обычного формата (10X11 см) не встречено, зато внутри храма найдены крупноформатные плитки (19X19 см) и плитка странного формата (7.5X13 см), в северо-восточном углу галереи — упомянутые выше маленькие плитки.
Известковый раствор кладки храма розовато-белый, жирный, с примесью кирпичной крошки и песка. Раствор стен галерей несколько отличен, он менее жирен — в нем больше заполнителя: песка, кирпичной и угольной крошки, придающей раствору сероватый цвет. Шов раствора равен или несколько меньше толщины плинфы и имеет косую подрезку.
Кладка велась с лесов, закреплявшихся на квадратных пальцах-брусьях, заводившихся в кладку и оставивших сквозные каналы в стенах, как это мы видели в бесстолпном храме детинца и церкви Петра и Павла (см. с. 96). Внешняя поверхность стен храма, галереи и приделов была покрыта тонким слоем известковой обмазки остатки которой сохранились в натуре. Своды покрывались листами свинца.
Приделы и галереи
Начало исследованию пристроек к основному ядру храма положили небольшие разведки, проведенные И. М. Хозеровым в 1924 г. У северо-восточного угла храма было вскрыто начало апсиды северного придела. Юго-восточный придел был раскопан несколько шире. В 1961 г. М. X. Алешковским были вскрыты руины северо-восточного придела. Как выяснилось, это маленький бесстолпный храмик, почти часовня, с апсидой неправильных очертаний (толщина стен 70 см), ожив-ленный с фасада двумя прямоугольными тягами (20X15 см). Придел приложен к храму с осадочным швом в 4-5 см. В центре апсиды - сло-женный из плинфы престол. В северном торце имелась полукруглая ниша жертвенника. Кладка придела из той же плинфы, что и церкви. Задачей археологических работ 1967 г. было полное вскрытие южного придела и решение вопроса о характере галереи . В апсиде южного придела хорошо сохранилось основание маленького (63X83 см) престола, сложенного из обломков локальной плинфы, с внутренним "шкафом". На стенках апсиды местами уцелели фрагменты белой штукатурки, но без следов росписи. Алтарь отделен от помещения для молящихся кирпичной преградой, встроенной (не вперевязь) в торцовые стенки апсиды. На внешней поверхности преграды сохранилась роспись, имитирующая "полилитию". Орнамент в целом обрамлен полосой красной охры с белой окантовкой. Слева, под нишей жертвенника, - красно-коричневый ромб с белой серединой и треугольниками по углам. Правее - сплошной красно-коричневый ромб на белом фоне (впрочем, первоначально фон мог быть зеленым - сохранились отдельные мазки зеленой краски). Далее к югу- рамка нового раппорта: болыпой прографленный циркулем круг с треугольниками по углам. Западные углы придела ограничивали два мощных пилона на оси храмовой полуколонны. Между ними и алтарной частью выложены вперевязь ящики саркофагов, т. е. придел задуман сразу как усыпальница. Было найдено сохранившееся детское погребение. Кроме того было обнаружено нарушенное и ограбленное помещение в галерее, примыкающей к приделу. полы галереи выстланы плинфой. Однако в северо-восточном углу галереи найдены два фрагмента плиток ярко-желтого и темно-коричневого цвета. О том, что галереи, как и храм, были украшены стенописью, кроме остатков росписи в южном приделе, свидетельствуют найденные мелкие обломки росписи и широкошляпочные гвозди, служившие для укрепления грунта.
Прямых данных о внешнем облике приделов и галерей очень мало. Точно известен лишь характер членения фасадов. У боковых фасадов приделов на углах были широкие двухуступчатые лопатки. Стены галерей имели узкие плоские лопатки и широкие, скорее всего двухуступчатые, ло-патки на углах. Как располагались окна и какими они были, сведений нет. Также предположительно приходится решать вопрос о покрытии пристроек. Если угловые капеллы с их мощными стенами и широкими лопатками несомненно имели сводчатое покрытие и отвечавшие ему фасадные закомары, то галереи в силу тонкости и слабости их стен, прорезанных аркосолиями, едва ли были сводчатыми. Каркас их перекрытия образовали арки, опиравшиеся на особые пилоны по осям столбов и пилястр храма. Можно предположить, что арки вверху заканчивались наклонной односкатной кладкой, по которой и шла деревянная обрешетка односкатной же кровли.
Список литературы
Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII в.в. Л. 1979. Стр.116-139 - Это основная использованная книга.
Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог. М. 1987. Стр.177-181
Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Раскопки в Смоленске в 1967 г. – Советская Археология, 1971, №2, с. 179-195.