Смекни!
smekni.com

Звенигород, город (стр. 1 из 2)

Н.М.Митронов

Легенды исстари пытались объяснить название древнего Звенигорода: рассказывали о колокольном звоне ( ведь на городском гербе есть знаменитый монастырский колокол, отлитый в 1667 г.), о том, что он первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. На самом деле основали Звенигород славяне, пришедшие от Киева и Галича, уже в XI в. построившие на юге два города с таким же названием. Самый древний из них тоже стоял на берегу реки. В ее шуме слух наших предков мог уловить звон колокольчиков. Может быть и в названии подмосковного Звенигорода звучит ласковое журчание Москвы-реки.

Не без оснований Звенигород считают ровесником Москвы. Но начальная его история затерялась во тьме веков и не была отмечена дошедшими до нас летописями. В документах город впервые упоминается в ту пору, когда он стал центром крупного удела, входившего в Московское княжество. К XI-XII векам славяне уже плотно заселили долину Москвы-реки. Вслед за крестьянами земли "осваивали" феодалы. На захваченной территории князьям нужны были опорные пункты, дружины, собиратели дани. Так возник Звенигород.

Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. Высокий холм с крутыми склонами, с трех сторон окруженный глубокими оврагами, с четвертой - омываемый водами Москвы-реки. Верхняя площадка Городка возвышается над окружающей местностью на 24 метра. В середине XII в. Звенигород был опорным пунктом на северо-восточной окраине Черниговского княжества, княжеским замком, охранявшем важный торговый путь из южнорусских в новгородские и западноевропейские земли.

Поселение оставалось небольшим, и возможно поэтому о нем молчали летописи. В письменных источниках Звени¬город впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: "А се даю сыну своему Ивану: Звенигород.., " Теперь - это центр удельного княжества Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве. По завещанию Дмитрия Донского 1389 г, Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу. Честолюбивый князь превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и почти постоянно до 1425 г. жил здесь. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. По его приказу окрест кремля была создана круговая система обороны из земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями. Около 1407 г. в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе. Звенигород развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408 годах. В конце XIV столетия возник Савво-Сторожевский монастырь на Сторожевом холме к западу от Звенигорода, где в 1405 г. построили еще один большой собор - Рождественский.

Начатая князем в 1425 г. междоусобная война в Московском княжестве сильно повредила Звенигороду и лишила его политической самостоятельности, явилась началом конца экономического роста города. В дальнейшем он превратился в центр уездного масштаба. Город переходил от князя к князю, пока не попал во владения Ивана Грозного. Тот пожаловал Звенигород татарским царевичам и князьям, перешедшим на службу к русскому царю.

...Шли годы. Б апреле 1605 г. умирает Борис Годунов и самозваный царь Лжедмитрий I направляется в Московский Кремль. Путь его сопровождался пожарами и разорением. Пылал звенигородский посад, жители города оставляли дома и уходили в лес. Один из документов тех лет гласит о нашествии варваров: "... монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, Исайю с братиею ограбили и огнем жгли. "

Два года спустя Самозванец Лжедмитрий II также направляется к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В.И.Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.

Вслед за смутным временем наступила эпоха царствования Романовых. Царь Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим", избрал в 1660-х годах Савво-Сторожевский монастырь своей любимой загородной резиденцией, В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах, кои были невелики. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г, здесь было 28 дворов, а в них 135 людей. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.

При Алексее Михайловиче была построена крепость Саввина монастыря - в 1650 - 1656 гг. возведены стены и башни, а на территории - впоследствии - дворец царя, трапезная, звонница, башенка для часов, вывезенных Государем из Смоленска, палаты царицы Марии Ильиничны Милославской, в 1652 г. - Троицкая церковь, вплоть до XVIII в. возводились Братские корпуса. А царевна Софья в 1693 г. добавила в ансамбль монастыря Преображенскую церковь.

XVII в. для Государства Российского был временем зарождения крупной промышленности, постепенно вытеснявшей мелкое ремесленное производство. Примечательно, что провинциальный Звенигород стоял у истоков русской металлургии. Основателем Звенигородских железноделательных заводов стал боярин и государственный деятель Борис Иванович Морозов. Эти предприятия просуществовали до конца 1690-х годов, и уже в документе 1701 г. говорится: "Звенигородские заводы, что держал гость Владимир Воронин, стали, и железа на них не делают."

Монастырь же был крупным землевладельцем, увеличивал барщину, вводил новые оброки, которых в XVIII в. было до 33-х. В 1760 г. архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Пора стояла страдная и собственные крестьянские поля остались необработанными. Возмущенные крестьяне три дня держали обитель в осаде и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. Затем между военными и крестьянами, находившимися на уборке монастырского сена произошло вооруженное столкновение, подавленное только с помощью второй воинской команды, опять же присланной из Москвы. По челобитной крестьян провели расследование; монастырь оштрафовали, а пострадавшим разрешили возвести храм в память о погибших земляках. На средства вдов и сирот, "тщанием народным" в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А 26 февраля 1764 г. Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству.

Через 17 лет Императрица вновь ставила рескрипт на бумагу о Звенигороде. На сей раз ей представили проект герба города: на Геральдическом щите вверху - символ Московской губернии Георгий Победоносец, внизу - изображение "великого колокола" в 34 тонны весом, того самого, что был отлит в 1667 г. для монастыря мастером Александром Григорьевым.

...XIX век. Новые беды обрушились на Звенигород с вторжением наполеоновской армии. После Бородина французский Император стремился уничтожить противостоящую ему Русскую Армию и отдал приказ командиру IV пехотного корпуса, вице-королю Италии Евгению Богарне двинуться параллельно с основными силами через Рузу и Звенигород, дабы ударить русским во фланг. Против этого корпуса врага М.И.Кутузов выставил отдельный кавалерийский отряд генерал-майора Ф.Ф.Винценгероде. Русский Главнокомандующий сообщал Генералу М.А.Милорадовичу, командовавшему арьергардом отступающих войск: "Вчера после обеда в 10 часов Винценгероде доносил мне, что он стоит в Звенигороде; впереди аванпосты его в 14-ти верстах, перед коими неприятельские в двух верстах". Вице-король пытался проложить себе дорогу силой, из-за чего произошло "Звенигородское дело" - небольшое сражение, длившееся более шести часов. Русские отступили, когда врагу открылась неприглядная картина. Вот свидетельство наполеоновского офицера Ц.Ложье: "Двигаясь вдоль Москвы-реки, мы приходим в Звенигород. На вершине одного из холмов, по которым идут казаки, среди соснового леса открываются стены и колокольни старого, почти разрушенного Саввинского монастыря. У подошвы холма лежит маленький город Звенигород, расположенный по обоим берегам Москвы-реки... Итальянский лагерь расположился у ворот пустого, как и другие, города. Дома, избы, деревни - все представляет самый ужасный вид запустения."

Занявший Москву Наполеон поручил Богарне следить за дорогами в Белокаменную. Однажды пришло сообщение о появлении русских войск близ Звенигорода. Французы провели около города разведку и никого не обнаружили. Уставшие, они решили отдохнуть в монастыре. В сновидении к Богарне явился старец с бородой. "Не позволяй твоим солдатам грабить и расхищать этот монастырь, - сказал он, - и в особенности не позволяй им завладеть ни одной вещью, находящейся в церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, возвратишься невредимым и здоровым на твою родину".

Утром вице-король приказал готовиться к отходу в Москву, а собор опечатал личной печатью, приставив караул. И хотя Богарне вернулся на родину, монастырские документы того времени сообщали о грабежах и осквернении наших святынь вражескими солдатами. В звенигородских деревнях собирались отряды народных мстителей. Действовали в окрестных лесах и армейские партизаны. Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября - октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября им и отрядом есаула Гордеева был освобожден сам город, враг бежал из монастыря. В дни войны большинство мануфактур в помещичьих усадьбах распалось. Основным занятием жителей города по-прежнему оставалось огородничество, сельское хозяйство. Но один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну. Это производство струнных музыкальных инструментов, развившееся в городе благодаря крестьянину села Шихово Емельянову, работавшему прежде в московской гусельной мастерской. Вернувшись домой, он обучил односельчан производству гитар, мандолин, балалаек.