Смекни!
smekni.com

От технологии к технософии. Прогресс: между верой и разочарованием (стр. 3 из 3)

Проблемы НТП не могут быть решены отдельно учеными, инженерами, экономистами, управленцами. По мнению академика В. Легасова, для того, чтобы НТП, уже продемонстрировавший свою мощь и величайшие возможности, продолжал и дальше служить людям, необходимы объединенные усилия специалистов всех областей знания. Представляется, что и философия, история призваны сыграть не последнюю роль формирования концепции НТП, соответствующей реальной сложности и противоречивости процесса.

На пути к технософии

Феномен техники издавна привлекал внимание философов, историков, социологов. Весь комплекс исследований такого рода объединился к настоящему времени в направлении, известное под названием "философия техники".

Первые работы в русле "философии техники" появились в Х1Х в. В них рассматривались вопросы происхождения и социальной функции техники, а также проблемы инженерии и технического творчества. Часть этих работ написана представителями инженерного дела. Создаваемые в период активной программы соединения науки и практики, обеспечившей быстрый технический прогресс, они носили апологетический характер и были окрашены оптимистическими оценками роли техники в жизни общества.

В ХХ в. перед философией техники встали новые проблемы: обострилась экологическая ситуация, ставящая естественные пределы росту технологической цивилизации, обнаружились серьезные деформации в ценностных установках людей, живущих в обществе, ориентированном на потребление, на "раскручивание" маховика промышленного производства, перерабатывающего вещество планеты в быстро меняющийся и эфемерный мир потребительских товаров, услуг и т.п.

Технический прогресс тем не менее остается неустранимым фактором исторического развития, поскольку вся эволюция человечества основывается на преобразовании природы, на производстве, активно изменяющем внешнюю среду. Поэтому современная ситуация требует переосмысления роли и перспектив развития техники, соотнесенности технологического прогресса и прогресса социального.

Действительно, восходящая к ХУII в. социально-философская программа осуществления господства над природой за счет "выпытывания" ее законов (экспериментальная наука) и их технологического использования в условиях потребительского общества исчерпала себя. Проблемная ситуация заключается в том, чтобы найти принципы разумного регулирования техносферных, хозяйственных процессов в масштабах всей планеты и в интересах всего человечества.

Речь идет не столько о поиске новых технологий, сколько о формировании таких ценностных установок, которые позволили бы соединить технический прогресс с проблемой природы и человека, с проблемой организации человеческой жизни, исключающей глобальное разделение на богатых и бедных, сверхпотребление в развитых странах за счет эксплуатации стран неразвитых. Такая установка должна придти на смену стратегии соперничества различных стран и цивилизаций, стратегии выживания одних за счет других.

В выработке нового мировоззрения большая роль принадлежит всем социально-философским дисциплинам, занятым исследованием феномена техники. Укрепляющаяся тенденция к привлечению ценностных представлений в работах по философии техники, стремление соединить знания о законах ее развития и социальных функциях техники с идеей разумного использования природных процессов и гармонизации человеческого существования дает основание говорить о совершающемся переходе от "философии техники" к исследованиям, суть которых передает термин "технософия".

Технософия как качественно новый этап развития философии техники и философской мысли в целом должна способствовать появлению такой стратегии развития техносферы, которая сделает более реальным переход к социальному миру и гуманистическим принципам организации общества в масштабах всей планеты. Технософия призвана утвердить в обществе основы мудрой, а не прагматически-рациональной системы ценностей, касающейся технологических возможностей человеческой цивилизации и направлений ее развития.

Общая мировоззренческая миссия технософии состоит в поиске, осмыслении и обосновании новых культурных образцов бытия человека, взаимодействия природы и общества, социальной и мировой политики в контексте реалий, порожденных техногенной цивилизацией. Фактически речь идет о всеобъемлющей корректировке жизнеустройства в глобальном масштабе, об изменении культурной матрицы развития цивилизации.

Отметим этический аспект технософии. Он связан с философией природы, экологическими проблемами. Здесь нужно новое видение технологического развития человечества, в котором природная компонента имеет гораздо более высокий ценностный статус. Здесь обосновывается идея отказа от культа богатства и комфорта в пользу гармонизации отношений с природой, идея отказа от потребительского эгоизма развитых стран в пользу социальной справедливости и мира.

Обратимся к фактам. В 1991 г. на первой Всемирной экологической конференции в Рио-де-Жанейро со всей определенностью было показано, что нынешний характер производства и потребления в промышленно развитой части мира подрывает системы, поддерживающие жизнь на Земле. Так, США, в которых проживает 1/5 населения земного шара, дают около 50% мировых загрязнений и потребляют около трети сырья, производимого в мире. Каждый ребенок в развитой части мира потребляет в 20-30 раз больше планетных ресурсов, чем ребенок в стране третьего мира. В развитых капиталистических странах проживает 25% населения планеты, в то же время эти страны для поддержания функционирования имеющейся в них техноструктуры потребляют 75% всей производимой на земле энергии. Из этого ясно, что при гипотетическом варианте поднятия объема потребления во всем мире до уровня развитых стран это означало бы катастрофическое увеличение техногенных нагрузок на биосферные процессы.

Экологическое движение как общественная инициатива, природоохранительные меры, принимаемые на государственном уровне, экологическое просвещение, воспитание, гуманитаризация технического образования являются естественной реакцией на сложившуюся ситуацию.

В последнее время в экологическом движении гармонизацию отношений между техногенной цивилизацией и природой трактуют как путь к ноосфере, сфере разума, нового экологического мышления. Представляется, что это показатель приоритета рационального подхода в решении проблем развития человечества, свидетельство недооценки нравственных, этических и духовных установок и идеалов в жизни общества. Если провозвестник эпохи научно-технического прогресса Ф.Бэкон в ХУII в. призывал к "великому восстановлению наук", то в наше время речь должна идти о "великом восстановлении духовности". Религиозное обновление было неотъемлемой частью общественного развития в период становления экспериментальной науки; настало время нового духовного возрождения для того, чтобы преодолеть надвигающийся кризис техногенной цивилизации.

Выдающийся философ Н.Бердяев писал в работе "Царство духа и царство кесаря", что моральное и духовное развитие человечества не соответствуют техническому, и в этом главная причина нарушения равновесия человека. Человек как личность, как духовное существо, несущее образ божественного, раскрыл свой созидательный, творческий, познавательный потенциал в сфере науки и техники. Но при этом духовные ценности были потеснены ценностями условными: комфорта, престижности, развлечений.

Вхождение человечества в новую стратегию жизни - это не просто разумное решение, но и волевой выбор, нравственно-этическое действие, самоопределение человечества.