Смекни!
smekni.com

Конфликт и политика: новые перспективы (стр. 1 из 4)

Ю.Г. Запрудский

Современный мир в своем развитии стал более взаимозависимым, динамичным, инновационным. Все чаще в этой связи говорят о глобализации общественных процессов, подразумевая возросшую открытость и интернационализацию мирового сообщества, формирование постиндустриального, технотронного общества. Действительно, изменения в общественном развитии происходят заметные, однако, все они разворачиваются на прежней основе. Человек в своем развитии устойчиво сохраняет первоначальные задатки и свойства собственной природы. Отсюда обостряющееся противоречие, которое возбуждает некоторое чувство неуверенности или, по крайней мере, неоднозначности последствий наметившихся тенденций. Дэниел Белл, автор теории постиндустриального общества, оказался прав в своих предчувствиях будущего. В отношении индустриального общества он говорил, что для этой эпохи характерно торжество «рациональности и прогресса», а для постиндустриализма характерны - «страх и трепет».

Для большинства населения планеты будущее в самом деле не представляется безоблачным, ясным, счастливым. Неконтролируемый рост народонаселения, значительно опережающий производство предметов потребления, приходится на обширные территории так называемой мировой периферии, где и без того уровень жизни на грани выживания. Здесь же наиболее остры экологические проблемы, ибо нет средств на осуществление природоохранных мероприятий, здесь же наиболее сильна зависимость (экономическая, информационная, военно-политическая) от высокоразвитых стран мира. Такое положение характерно не только для населения периферии, понимаемой в географическом смысле. Своя периферия есть и в социальном отношении. В мире нет такого большого города, такой высокоразвитой страны, где бы жизнь отдельных категорий населения не отличалась разительным образом. В благополучной европейской столице также есть свои изгои, свои униженные и обездоленные, жизнь которых ничуть не лучше, чем у населения беднейших стран.

В развитых странах мира немало собственных проблем. Внедрение автоматизации и электронных технологии существенно сокращает число рабочих мест. Безработица не только отрицательно сказывается на материальном положении тех. кто лишился работы, но и существенно «давит» на психику, причем даже тех, кто пока имеет работу. Само наличие безработицы, факт ее существования подрывает основы социального благополучия, наполняет жизнь большого числа людей тягостными, мрачными предчувствиями, несмотря на относительно высокий уровень общего материального достатка. Япония еще как-то справляется с последствиями роботизации благодаря уникальности своих фирм, а США и Европа вынуждены искусственно притормаживать этот процесс, опасаясь больших социальных потрясений.

Растущую тревогу вызывает состояние финансовой системы. Мировые финансовые потоки все больше приобретают виртуальный характер. В начале 70-х годов США отказались от золотовалютного стандарта, что было пусть и не слишком совершенным, но более-менее устойчивым мерилом оценки денег. Современные, так называемые «фантомные деньги», не только ничем не обеспечены, но и не материализованы привычным образом. В случае их затребования кредиторами, они просто не смогут быть выплачены. А это огромные суммы. Ежедневный объем финансовых трансакций через международные компьютерные сети достигает 1 трлн долларов.

Разъедающее воздействие на социальную ткань так называемых благополучных обществ оказывают старые-новые пороки. Увеличиваются масштабы криминализации, растет число взломщиков банковских компьютерных кодов, не приносит ожидаемых результатов борьба с незаконной торговлей оружием, с наркобизнесом, с нелегальной иммиграцией, которая все больше становится похожа на современную разновидность работорговли.

Существуют примеры беспокоящих тенденций развития общемировых процессов. Сегодня в мире небывалое значение приобрели всевозможные транснациональные корпорации (ТНК) и различные международные организации, большинство из которых фактически нелегитимны: ВТО, МВФ, ГАТТ, НАТО. Это, по существу, корпорации чиновников, которых никто не избирал. Они приобретают все большую независимость и чрезмерные амбиции. Их деятельность существенно влияет на положение дел в мировом сообществе. Легитим-ные организации типа ООН, ОБСЕ часто не в силах с ними конкурировать. Достаточно указать на деятельность НАТО на Балканах, чтобы было ясно, о чем идет речь.

Несколько поутихли разговоры вокруг докладов Римского клуба, но ведь проблемы, поднятые в них, остались. Индустриальное давление современной цивилизации на природу ничуть не ослабло. Сохраняющаяся бесконтрольность и неуправляемость этого процесса очевидна и объяснима. Сегодня по-прежнему основным двигательным началом развития цивилизации остается так называемый consumerism , потребительство . Стоит только включить телевизор в Нью-Йорке, Париже, Москве, как становится понятным, что все движется вокруг купли-продажи, а здесь соображения отдаленной перспективы не участвуют в практическом расчете. Полезно то, что выгодно здесь и сейчас.

Негативные процессы мирового развития происходят на фоне растущей пропасти между богатством и нищетой. Соотношение доходов богатых и бедных, «золотого» и нищего миллиарда не только не уменьшилось, но стремительно возросло с 13 : 1 в 1960 году, до 60 : 1 в 1999, что также не прибавляет устойчивости мировому сообществу.

Во всех этих процессах не последняя роль принадлежит политике. Общественная жизнь лишь в первом приближении напоминает беспорядочное движение частиц в луче света. В этом броуновском движении есть свои зависимости, тенденции и направляющие усилия. Давно и справедливо политика считается основным инструментом воздействия на общественную жизнь. Она в известном смысле являет собой сознательное начало в общественном развитии. Через нее осуществляется общее руководство общественными делами, в ней люди видят важную причину личных и общественных успехов или неудач.

Управленческие функции политики осуществлялись на всем протяжении существования человечества, однако только в наше время гораздо отчетливее, чем прежде, выявляются управленческие пределы политической власти. Это выражается, в частности, в кризисе доктринальных политических концепций.

Прошедшее столетие оказалось наиболее богатым на события и факты политического характера. Взятые в своей совокупности, они свидетельствуют, что в исторических рамках XX века человечество «отработало» практически все политические идеи, известные в философской и политической мысли от Аристотеля до наших дней. Политические доктрины либерализма, анархизма, консерватизма, марксизма, модернизма так или иначе, в той или иной мере, но прошли практическое опробование. Ни одна из них, воплощенная на практике, не осчастливила человечество. Мировое сообщество опробовало все известные современной политической науке формы правления и государственного устройства. Все известные политические режимы - демократический, авторитарный, тоталитарный или такие их разновидности как деспотический, тиранический, либерально-демократический, фашистский - также прошли историческую проверку и никто не скажет, что человечество сделало свой выбор. В этом смысле современная политическая теория переживает трудные времена, ибо не может предложить политической практике ни одной новой политической доктрины, окончательно запутывая ее всевозможными «пост» и « нео », которые, по существу, не прибавляют к уже известному ничего нового.

Потребность иного взгляда на феномен политики возникает и в связи с изменением прежних представлений об особенностях природы общественного развития. Политический кризис марксизма поставил под сомнение и его концепцию исторического развития. Формационный подход, выстраивающий события мировой истории в последовательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному, опирающийся на представление о наличии неких закономерностей общественного развития, которые достаточно познать, чтобы наконец овладеть ходом истории, оказывается мало продуктивным в условиях современного динамичного развития общества, быстро меняющихся обстоятельств и факторов общественной жизни. Марксистское понимание истории, как, впрочем, и гегелевское, выстроено в соответствии с научными представлениями своего времени. Мировоззренчески господствовавшая тогда ньютоновская картина мира пробуждала даже диалектически мыслящих ученых искать всеобщие закономерности общественного развития, выстраивать концепции этого развития в логически непротиворечивой и завершенной форме. Естественно, усилия, предпринимаемые в этом направлении, приводили к результатам, подтверждающим исходный тезис. Тайна мировой истории оказывалась, наконец, разгаданной, закономерности общественной жизни - понятыми. Однако, при всей глубине и грандиозности этих теоретических построений, заложенные в них претензии были чрезмерными.

Общество представляет собой сложноорганизованную, открытую, неравновесную систему, развитие которой носит необратимый и вероятностный характер. Повторяемость в природе такого развития весьма условна и относительна. В реальном процессе социальной эволюции постоянно возникают периоды, когда дальнейшее развитие принципиально непредсказуемо, ибо в значительной мере определено разного рода случайностями. Вообще, исторический процесс не следует представлять в виде единственной линии постоянно восходящего движения истории от менее к более совершенным формам существования, поскольку социальная динамика реализуется в самой невероятной последовательности: в форме круговоротов, спиралей и синусоид, пульсирующих волн, челночных бросков и непроизвольного, хаотического движения.

Нелинейность общественного развития требует особого отношения к управлению общественными процессами. Политическое управление, понимаемое в классическом смысле, весьма ограничено в возможностях учитывать мно-говекторность и неоднозначность социальных процессов, происходящих одновременно в разных областях общественной жизни, с разным содержанием, темпом, тенденциями движения. Для необратимых процессов, преобладающих в обществе, наиболее подходят методы моделирования, отслеживания событий, прогнозных оценок и т. п. приемов, ориентированных не на поиск идеалов общественного развития и реализацию утопических проектов, а на использование наиболее общих законов самоорганизации и самодвижения, способствующих развитию общества через эффективное решение возникающих проблем. Не случайно именно эта проблематика оказывается наиболее динамично развивающимся направлением в современной политической науке.