Смекни!
smekni.com

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления (стр. 20 из 23)

№ урока Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность
1. Начальные сведения о художественном коструировании (дизайне). Аппликация из симметричных деталей. Понятие о художественном конструировании. Профессия дизайнера (планировании, проектировании, претворение замысла в изделии). Понятие об осевой симметрии, симметричных фигурах. -наблюдение и анализ форм симметричных предметов в природе и анализ правильных геометрических форм.-изготовление из бумаги симметричных насекомых.-составление аппликации из симметричных деталей в круге (используются геометрические и природные формы).
2. Основные формообразования и композиции. Щелевые игрушки. Контур, силуэт. Гармония и равновесие соотношения форм: пропорциональность пластичность, угловатость. -изготовление контурных сувениров и игрушек с щелевым замком из картона.
3. Композиция по собственному замыслу. Композиция. Повторение элементов, ритм, асимметричность, симметричность. -составление композиции на свободную тему, используя различные формы.
4. Проектирование домиков для сказочных героев. Проект, проектирование, эскиз, рисунок. Художественная выразительность изделия, интерьер. -создание проектов будущих, пока еще не существенных предметов.
5. Цвет как средство выразительности в художественном конструировании. Коллаж из ткани. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Цветовой фон. Гармоничное сочетание . Контрастное сочетание. -упражнение по подбору гармоничных тонов, лоскутков ткани.-коллаж из ткани.
6. Аппликация «Витрины на улицах». Витрина, назначение, оформление витрины, соответствие внешнему облику улицы и стилю здания. Симметрия, движение, ритм, композиция. -разработка и оформление проекта витрины магазина.
7. Нюанс. Аппликация из нюансных тонов. Нюансные сочетания цветов, движения, ритм, выражение сочетания с учетом цветовых сочетаний. -аппликация «Ковер осенних листьев» (коллективная работа).
8. Комплект для кухни: прихватка, грелка на чайник. Стиль, стилевое единство, настроение вещи, гармоничное сочетание цветов. -изготовление комплекта из ткани в едином стиле.
9. Разработка и изготовление объемных игрушек и пространственных композиций. «Упаковка». Зависимость формы предмета от его назначения и особенностей использования. Форма, пропорции, цвет как средство выразительности для создания образа. -изготовление упаковочных коробок для сувениров в форме простых геометрических фигур (из самостоятельно сделанных разверток).
10. Макеты интерьеров. Функциональные и эстетические свойства интерьера. Назначение интерьера. Компановка. -изготовление макетов интерьеров с мебелью.-изготовление одежды для кухни. Эскизный проект (коллективная работа).
11. «Образы зимы» - открытки. Оформление, украшение, сочетаемость фона и деталей по цвету. Фактура материала. Целесообразность вещи, настроение вещи. -изготовление поздравительных открыток из деталей цветной бумаги.
12. Маски к новому году. Эскиз, цветовое сочетание, характер вещи, средство выражения образа через детали. -изготовление деталей масок к новогодним костюмам.
13. Детали новогодних костюмов. Средства художественной выразительности – линия и цвет, детали. -изготовление деталей костюма (совместное занятие).
14. Разработка и изготовление елочных украшений. Гармоничность цветовых сочетаний, контраст, нюанс, ритм, равновесие. -изготовление украшений для елки. Складной самоцвет на елку.

3 класс.

Тема урока Теоретические сведения Практическая деятельность
1. Основы формообразования и композиции. «Улицы города». Композиция, форма – объемная, плоская. Масштабность, динамичность, легкость, фактура материала. Цветовой контраст, выразительность. Теплые и холодные цвета. -изготовление композиции «улицы города» (ночью и днем) групповая работа в технике аппликации.
2. Интерьер квартиры. Интерьер. Принципы и правила оформления интерьеров. Эстетические и санитарно – гигиенические требования к оформлению жилых и нежилых помещений. -разработка проектирование оформления комнаты (по выбору) для сказочного героя.
3. Мебелировка квартиры. Общие сведения о мебели. Виды мебели и ее функциональное назначение. Основные требования к выбору мебели для помещений. Особенности проектирования и расстановки мебели в разных комнатах. -разработка проекта мебелировки комнаты для сказочного героя.
4. Цветовое оформление жилого дома. Цветовой контраст, нюанс. Психологическое воздействие цвета на человека. Настроение, которое создает цвет, сочетание цветов. -изготовление эскизов пола, стен, потолка. Помещения с помощью цветовой гармонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.
5. Обложка к книге – сказке. Композиция , компановка деталей. Цветовое решение как средство выражения содержания. -разработка и оформление к книге-сказке «по щучьему велению» (или по выбору).
6. Пасхальные сувениры. Роспись, оформление. Праздничное настроение вещи. Символика сувениров. Цветовое решение цветов. Народные традиции: праздник пасхи. -изготовление и оформление пасхальных яиц в технике папье-маше.
7. Изготовление малых форм. Назначение декоративно-художественного оформления игрушек. Пропорция, масштаб, ритм, нюанс, контраст, композиция, пластический объем. -изготовление игрушек-сувениров в технике бумажной пластинки.
8. Изготовление малых форм. Материал, свойства материалов. Единый ансамбль, сюжетная композиция. -изготовление эскизов пола, стен, потолка помещения с учетом цветовой гамонии, также изготовление деталей интерьера из цветной бумаги, декоративной ткани.

При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации.

А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:

-исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни. Что их признают плохой;

-поощрение самого необузданного ассоциирования;

-количество идей должно быть как можно больше.

Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления детей (по книге "Одаренные дети"):

-повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению эффективности усвоения;

-стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;

-повысить уверенность ребенка в своих силах;

-воспитать определенную независимость взглядов.

Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей(по книге "Одаренные дети")

-не занимайтесь наставлениями,помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

-не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;

-не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

-научитесь не торопиться с вынесением суждения;

-научите детей прослеживать межпредметные связи;

-приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

-используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач;

-помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;

-подходите ко всему творчески

Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития творческого мышления опораются на возрастные особенности функционирования различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают их правомерность.(15,с.87)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность) , стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических. индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.