Смекни!
smekni.com

Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста (стр. 10 из 11)

4. Разработанные критерии оценок позволили нам оценить состояние осанки, пластичности, координированности у детей младшего школьного возраста.

5. Эффективность нашего исследования экспериментально доказывает эффективность влияния гимнастических упражнений на формирование культуры движений младших школьников и подтверждается полученными нами количественными показателями: показатели осанки у детей экспериментальной группы улучшились на 24% больше, чем в контрольной, пластичность на 22,3% и координация на 20%, что является, по нашему мнению, очень хорошим результатом.

Таким образом, культуру движений которая включает в себя умения сохранять правильную осанку, пластичность, двигательно-координационные качества, можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя специальные средства и методы гимнастики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонностей занимающихся к тому или иному виду спортивной деятельности.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1990.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.

3. Бальсевич В.К., В.Г.Большенков, Ф.П.Рябинцев Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ.// Физическая культура. -1996, №2.

4. Бальсевич В.К. Что нужно знать о движениях человека. // Физическая культура. -1997, №2.

5. Бальсевич В.К. Новые направления в развитии теории и технологии физического воспитания и спортивной подготовки //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 209-210.

6. Бакшева Т.В. Выразительные движения как телесное проявление общей и профессиональной культуры человека. Материалы 49 научно-практической конференции «Университетская наука – региону», Ставрополь: СГУ, 2004. – С. 22-24.

7. Бенджамин Лоу. Красота спорта. Пер. с англ. И.Л. Моничева, под ред. В.И. Столярова. - М.: Радуга, 1984.

8. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

9. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК.-1993. -163с.

10. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры, 1994, № 9, с. 9-11.

11. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. //Теория и практика физической культуры. -1998, № 4

12. Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 21-23.

13. Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Сковородникова. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами.//Физическая культура. - №4, 2000.

14. Дмитриев С.В."Гуманистическая конверсия" биомеханических технологий в теории и практике спорта //Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы. М., 1998. Т. 1, с. 21-23.

15. Дмитриев С.В. Отражение духовного мира в двигательных действиях человека. - В сб.: Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. СПб, 1997.

16. Донской Д. Биомеханика. - М.: Просвещение, 1975.

17. Донской Д. Законы движения в спорте. - М.: ФиС, 1968.

18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1979.

19. Земсков Е.А. Откуда что берется (о формировании осанки и походки у человека). // Физическая культура. -1997, №1.

20. Ильин Е.П. Теория и методика физического воспитания / Под общ. ред. Б.А. Ашмарина, - М.: ФиС, 1979.

21. Ильин Е. П. Двигательная память, точ­ность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы // Психомоторика. Л., 1976.

22. Карп П. О балете. - М.: Искусство,1967, с.137.

23. Карпеев А.Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры, 1995, №9, с. 5-7.

24. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств //Теория и практика физической культуры.-1996, №7, с. 2-5. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.

25. Коган М.С. Человеческая деятельность. - М.: Изд-во Полит, лит, 1974

26. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб, 1995.

27. Китаев П.М. Культура: человеческое измерение. -СПб: ЛГУ, 1997.

28. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Политиздат, 1975.

29. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

30. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974.

31. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности // Физическая культура в школе, 1996, №4, с.18 - 20.

32. Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников // Физическая культура в школе, 1986, №12, с. 56-58.

33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

34. Меньшиков Н.К. Гимнастика и методика ее преподавания. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

35. Назаренко Л.Д. Пластичность как одно из проявлений двигательно-координационных способностей. / В сб. Валеология: проблемы и перспективы развития. - Ижевск, 1998, с. 144-145.

36. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно-координационное качество.// Теория и практика физической культуры.-1999,№8.

37. Неверкович С.Д., Киршев С.П. Построение программ по физической культуре для начальной школы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1997, № 2, с. 12-27.

38. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры// Теория и практика физической культуры.-1999, №8.

39. Пчелов Б.А. Духовные потребности и закономерности их удовлетворения. Л., 1971.

40. Сербина Л.П. Взаимодействие музыки и движения.// Теория и практика физической культуры. -2000, №5.

41. Селезнев А.И.

42. Сляднева Л.Н. Основы двигательной пластики.- Ставрополь: СФРВИРВ,2002.-124с.

43. Смирнов Ю.И. Квалиметрические аспекты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта.//Теория и практика физической культуры. -1999, №2.

44. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1987.

45. Смолевский В.М. Ивалиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М.: Просвещение 1992. С. 56-58.

46. Столяров В.В., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) //Теория и практика физической культуры, 1998, № 5, с. 11-15.

47. Столяров В.И.Ценности спорта и пути его гуманизации. .-М.:РГАФК, 1995.

48. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению природы ловкости // Теор. и практ. физ. культ., 1980, №2, с. 49-51.

49. Шлемин А.М. Способность юных гимнасток оценивать длительность движений и ее влияние на воспитание скоростных качеств // Теор. и практ. физ. культ., 1995, №11, с. 44-45.

50. А.А.Чунаев. Физические упражнения в формировании личности ребенка в начальной школе.//Физическая культура. – 1999, №3-4.

Приложение 1

Критерии оценки.

Тест 1. «Осанка»

Оценивается умение школьника удерживать правильную осанку (не напрягаясь) в процессе ходьбы по скамейке без груза, а также с мешочком песка на голове и удерживать его при ходьбе по двум обручам ("восьмерке") и "зигзагу" (начерченному мелом на полу). Оцениваются слитность и плавность движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу".

Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками

Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.

Плечи - на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.

Оценка "отлично"(5)- слитные и плавные движения при ходьбе без груза на скамейке и удержании мешочка на голове при ходьбе по "восьмерке" и "зигзагу". Удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично и без напряжения.

Оценка "хорошо"(4)- удержание в данном процессе правильной осанки. Все задания выполняются легко, пластично, но с иногда возникающим небольшим напряжением.

Оценка "удовлетворительно"(3) - правильная осанка нарушается периодически наклоном головы вперед, расслаблением мышц спины. Но все же задания выполняются легко, пластично, с небольшим напряжением.

Оценка "неудовлетворительно"(2-1) - правильная осанка нарушается сразу же после её фиксации у стены (1). Голова наклонена вперед, расслаблены мышцы спины, все задания выполняются с большим напряжением.

Тест 2. «Пластичность».

Определяется степень слитности движения: из полуприседа (спина круглая, голова наклонена вперёд), последовательное касание стены коленей, бедер, груди (голова отклоняется назад) и плавное возвращение в исходное положение – полуприсед.

Оценка "отлично"(5) - плавное, слитное выполнение задания с хорошей амплитудой движения.

Оценка "хорошо"(4) - плавное, слитное выполнение задания, но с малой амплитудой движения.

Оценка "удовлетворительно"(3) - выполнение задания с нарушением слитности, с малой амплитудой движения.

Оценка "неудовлетворительно"(2-1) - выполнение задания резко с нарушением слитности, с малой амплитудой движения, упражнение трудно узнаваемое (1).

Тест 3. «Координированность»

Оценивается четкое выполнение упражнений и правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений), соблюдение динамической осанки.

Оценка "отлично"(5) - четкое выполнение упражнений. Правильный переход от одного упражнения к другому (слитность выполнения упражнений). Соблюдение динамической осанки.

Оценка "хорошо"(4)- четкое выполнение упражнений. При переходе от одного упражнения к другому возникают некоторые трудности, слитность выполнения упражнений нарушается незначительно. Соблюдение динамической осанки