Смекни!
smekni.com

Влияние гимнастических упражнений на формирование культуры движений детей младшего школьного возраста (стр. 6 из 11)

Характерной особенностью пластичности как ДКК является ее зависимость от эмоционального настроя, особого состояния души, связанного с проявлением различных чувств: уверенности в победе и радости от ее предвкушения, готовности донести до зрителей красоту своего вида спорта.

Составными компонентами пластичности являются:

1) индивидуальный стиль:

- выверенность движений (приземление в ожидаемой точке, выполнение упражнений по четко рассчитанной траектории, амплитуде, высоте);

- cамоконтроль (правильно выбранный главный момент приложения усилий, чередование напряжения с расслаблением, строго избирательное участие мышечных групп);

-насыщенность двигательными действиями, требующими мощности, резкости (сочетающей силу и быстроту), точности;

2) грация (грациозность движений):

- сочетание силы и красоты движений;

- пространственная точность и максимальная амплитуда;

- контрастность движений;

- манера держаться свободно, раскованно при больших нагрузках;

- контакт со зрителем ("чувство зрителя").

Гармоничность двигательных действий, обеспечивающая единство, согласованность, соразмерность частей единого двигательного акта, а также включение разнохарактерных движений:

- симметричных и асимметричных;

- силовых и маховых;

- динамических и статических;

- быстрых и медленных;

- длинных и коротких;

- контрастных и дополняющих друг друга;

- простых и сложных;

3) артистичность исполнения в сочетании со сложностью упражнений:

- непрерывность движений от начала до конца без пауз, отсутствие неоправданных остановок, нарушающих композицию;

- единство физического и внутреннего состояния (тела и духа).

Пластичность имеет две разновидности: статическую и динамическую, каждая из которых представлена специфическими и неспецифическими проявлениями. Статическая пластичность отражает эмоциональное состояние человека в один из моментов, когда его духовный мир раскрывается наиболее полно. Она может передавать внутреннее состояние спортсмена в момент максимального усилия, позволяя демонстрировать его физическую и духовную мощь. Любое проявление статической пластичности связано со стремлением к совершенству и может проявляться в момент окрыления, когда спортсмен максимально близок к победе, ощущает ее всем своим существом. Поэтому каждое произведение искусства с изображением спортивной символики служит средством общения между людьми, так как содержит информацию, воздействующую на человека, его внутренний мир. Скульптура дает представление об идеальной форме и красоте тела людей разных веков и является свидетельством постоянного стремления человека к физическому совершенству.

Пластичность движений нижних конечностей более всего проявляется во время легкоатлетических, акробатических прыжков, пируэтов, поддержек в фигурном катании, в беге. О стиле бега чемпиона Олимпийских игр 1936 г. на дистанции 1500 м Джека Лавлока написано следующее: "…это чистейшее колдовство: нечто почти сверхчеловеческое в совершенной координации каждого его движения, видимое отсутствие напряжения и лирическая плавность стиля и ритма бега. Воистину, это была поэзия движения" [3, с.22].

Особенно большое значение имеет пластичность ног в хореографии, гимнастике и балете.

Группу неспецифических проявлений пластичности составляют разнообразные бытовые, трудовые движения. Так, движения высококлассного токаря, плотника отличаются не только отсутствием лишних движений, но и высокой степенью их соразмерности, плавности, подчиненности строгому ритму. Каждое движение имеет четко выраженное начало, постепенное увеличение его интенсивности и завершенность.

Мимика передает настрой человека и его состояние в данный момент. Например, спокойная улыбка является свидетельством хорошего расположения духа. Нахмуренные, сдвинутые брови, сжатые губы - признак недовольства, глубокой сосредоточенности.

Критериями пластичности являются:

1. Степень внутреннего ощущения характера двигательного действия:

- точность пространственных, временных и силовых характеристик движения.

2. Уровень развития артистичности:

- эмоциональный подъем;

- выражение чувства вдохновения, окрыленности, раскованности;

- ощущение полного слияния движений с музыкой.

3. Степень самообладания:

- отсутствие тремора;

- идеальная осанка.

4. Степень сопереживания и контакт со зрителями.

Одним из ведущих факторов, определяющих степень проявления пластичности, служит соразмерность развития и выраженности физических и ДКК. Известно, что без определенного уровня силы, быстроты, выносливости, а также ловкости, подвижности, точности, гибкости невозможно передать характер любого достаточно сложного двигательного действия. Далеко не каждое упражнение требует максимального проявления силы или гибкости. Вместе с тем очевидно, что при их слабой выраженности также невозможно освоить двигательное действие без искажения его качественных характеристик. Поэтому строгое соответствие физических и ДКК является одним из важных составляющих проявления пластичности.

Следующим фактором выступает уровень развития межмышечной и внутримышечной координации. Любое двигательное действие характеризуется проявлением нервной, мышечной и двигательной координации [7,11]. Благодаря взаимодействию этих видов координации обеспечивается программирование действий, позволяющее решить двигательную задачу.

Генетические особенности, как один из факторов, в определенной мере определяющих проявление пластичности, формируют индивидуальный стиль спортсмена, артистизм, гармоничность движений и грациозность. Например, мощность, безудержность, напор большого мастера фигурного катания Ирины Родниной резко контрастируют с мягким, грациозным стилем Натальи Линичук.

Типологические особенности нервной системы - также один из факторов, влияющих на проявление пластичности. Явно выраженный холерический темперамент человека находит выход в резких, контрастных движениях, в высоком темпе, скоростно-силовой направленности. Уравновешенный спортсмен предпочитает движения широкой амплитуды, соразмерные, более ритмичные.

Эмоциональное состояние во многом определяет внешнее и внутреннее поведение человека, способствуя всплеску чувств, подъему настроения. При этом важен самоконтроль, так как чрезмерное проявление эмоций приводит к нарушению гармоничности и искажению индивидуального стиля.

Естественное состояние пластичности развивается у человека в процессе его индивидуальной жизни, в зависимости от определенных условий. Одно из них - уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости. Трудно говорить о пластичности движений при низких показателях скоростно-силовых качеств.

Специально организованные занятия приводят к закономерному приросту пластичности независимо от того, ставится ли такая задача. Однако по мере повышения мастерства происходит возрастание физических и ДКК, в том числе и пластичности.

Таким образом, пластичность как двигатель но-координационное качество есть гармоничное по форме и ритму движение, отражающее духовный и внутренний мир человека.

1.3. Гимнастика в формировании культуры движений детей младшего школьного возраста

Рассмотрим значение движений для культурного развития детей.

Двигательная активность положительно влияет на все психологические функции детей. Например, в иссле­дованиях психологов показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявления­ми восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Дви­жения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое со­стояние ребенка. Иными словами, двигательная актив­ность не только создает энергетическую основу для нор­мального роста и развития, но и стимулирует формиро­вание психических функций.

Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.

Проводимые в школе гимнастические уроки, позволяют учащимся позволяют выработать у учащихся силу воли, выносливость, коллективное творчество, а соответственно и более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в спортивную жизнь, и соответственно, гимнастику (В.К. Бальсевич, 2001).

Гимнастика на протяжении тысячелетий, с момента зарождения физи­ческой культуры как системы воздействия па человека, всегда считалась ее первоосновой.

Богатейший арсенал разнообразных гимнастических упражнении широ­ко применялся практически во всех западно-европейских, восточных систе­мах физического воспитания, а также в России как в дореволюционное вре­мя, так и в последующее.

Трудно переоценить роль гимнастики и гимнастических упражнений в деле всестороннего физического развития личности. Как же обеднен уровень двигательной подготовленнос­ти девушек-выпускниц, которые были лишены возможности совершенство­вать свою фигуру и движения средствами художественной гимнастики, не ощутили благотворного воздействия ритмов аэробики (А.И. Селезнёв, 2003).