На переломных этапах истории активизируется популистский тип лидера.-Подобный.тип лидера встречается во всех странах, В российских условиях наши сограждане склонны доверять популистским лидерам. Лидер-популист, играя на эмоциях толпы, "подогревает" ее недовольство и озлобление, разжигает страсти. В демократически развитых странах популистские лидеры обречены, поскольку механизмы их деятельности не находят поддержки в массах. Спрос на популизм обусловлен неразвитостью интересов общества, отсутствием демократической политической культуры, ориентированностью населения на примитивные цели сегодняшнего дня.
В современном мире в содержании лидерства выделяются два основных направления: консерватизм и умеренный реформизм. Неоконсерватизм стремится к гибкой социальной политике без конфликтов. Помнению политологов, в нашей политической ситуации оптимальным было бы движение от крайнего радикализма к умеренной демократической эволюционности неоконсерватизма.
Весной проблемой политического лидера является приобретение и сохранение признания и доверия людей. Здесь и возникает политическое явление, которое называется "имидж", то есть образ политического лидера. Известно, что чем выше по занимаемому положению политический лидер, тем меньше он непосредственно общается с людьми, и тем более широкие слои имеют дело с образом этого лидера.
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1. Сущность и содержание политической культуры
Важную роль в развитии Цивилизации, в том числе и в становлении демократического общества играет культура (от лат. "возделывание", "воспитание") - способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Принято делить культуру на материальную и духовную. Обычно под материальной культурой понимается сфера материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта, связи и др.). Понятие «духовная культура» используется для обозначения сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание, право, наука, литература, искусство, религия, идеология и др.).
Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения. Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение. Кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и поведения.
Политическая культура обусловливается в основном двумя факторами: политическими институтами и процессами и состоянием общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупностьполитических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура в нашу эпоху - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение - это способ существования культуры.
Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре. Элементами политической культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.
Следует разобраться в том, что политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений.
Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей: во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений);во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.
Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельностичеловека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность/трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные eeсоставляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.
Необходимо раскрыть функции политической культуры (регулирующую, политической социализации, коммуникативную, интегративную),
Выделяются три основные модели политической культуры. Тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления. Демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. "множественный") и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению). Фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры, В обществе наряду с политической культурой существуют политические субкультуры - социальная, национальная, коллективная, личностная и др. Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.
2. Политическая культура российского общества
Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности.
Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа "кто не с нами - тот против нас".
Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (от лат. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.
В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры. Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.