Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу и патрицианские семьи сохранили несомненное преимущество при замещении - хотя и по выборам - всех главных должностей в государстве, но юридического преобладания старой римской аристократии в отношении плебеев не стало. Таким образом, завершился процесс формирования рабовладельческой государственности: пережитки родоплеменных отношений ушли в прошлое.
Магистратура.
Во главе Рима стояли центуриатные комиции и плебейские сходки, затем сенат. Из магистратур оставались, как и в прежние времена, консулы, преторы и народные трибуны. Все они избирались народными собраниями сроком на год и были ответственны за свои действия - по истечении срока своих полномочий. Держась принципа коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, двух (а затем и более) преторов, плебеи же нескольких народных трибунов. Магистраты (начальники) по общему правилу не вмешивались один в дела другого, но за одним исключением: если, скажем, консул находил, что что распоряжение его коллеги неверно и вредно, он мог приостановить его своим «вето». Из этого следовало, что магистраты должны были советоваться между собой прежде чем решаться на сколько-нибудь важную меру (приказ).
Консулы занимались всеми первостепенными делами по гражданской и военной части, а во время войны один из них оставался в Риме, другой командовал войском.
Преторы, приобретшие значение самостоятельной магистратуры (4 в. до н.э.), занимались судебными спорами. По своему значению претура следовала за консулатом. Начиная с 3-2 вв. до н.э. преторы стали толкователями права и его творцами.
Задача народных (плебейских) трибунов первоначально заключалась в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов, но с течением времени, когда эта обязанность практически отпала, они взяли на себя функцию блюстителей законности, защитников всякого невинно обиженного гражданина. В осуществление этой функции народный трибун был снабжен важным правом - налагать запрет на действия магистратов, которые он считал противоправными. Постепенно, на должности плебейских трибунов стали претендовать и патрицианские политики, вроде братьев Гракхов, поскольку трибуны могли входить с законодательными предложениями во все виды народных собраний.
Важную роль в политической жизни Рима играла и коллегия цензоров. Она состояла из пяти человек и избиралась на пять лет.
Цензоры должны были распределять людей по центуриям с определением их имущественного ценза. Отсюда и их название. Затем им доверили назначение сенаторов, что придало коллегии цензоров важный вес в политической системе государства. Другая функция цензоров заключалась в наблюдении за нравами. Безнравственный поступок давал основание цензорам вычеркивать недостойное лицо из числа сенаторов или всадников и переводить его в более низкие центурии.
Диктатор.
Все указанные выше магистратуры, были ординарными, обычными. Экстраординарной считалась единственно должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором обладало высшей гражданской, военной и судебной властью одновременно. Диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов.
Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора.
По истечении шестимесячного срока диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных республиканских диктатур имела место в 220г. до н.э.
Прямо противоположными республиканской диктатуре были «диктатуры», возникшие с грубым нарушением республиканской конституции - бессрочные диктатуры Суллы, Цезаря и др.
«Коллективные» органы.
Что касается «коллективных» органов власти, то их было несколько.
На первое место следует поставить центуриатные собрания. Они были полномочны - с древнейших времен - принимать или отвергать законопроект, представленный кем-либо из магистратов - консулом, претором, народным трибуном. Голосовали по центуриям.
Помимо законодательных функций центуриатные комиции избирали или отвергали кандидатуры предложенных им должностных лиц, решали вопросы войны и мира, судили особо тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т.д.
Трибутные комиции обладали в принципе той же компетенцией, что и центуриатные, но по делам меньшей значимости (избирали низших магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т.д.).
Однако, эти собрания не были регулярными и собирались по воле одного из магистратов - консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления чаще всего были предрешены магистратами.
Сенат.
Действительно важное значение принадлежало Сенату, возникшему еще при римских царях в качестве строго патрицианского консультативного органа. Переход к республике усилил влияние сената, как единственного постоянного конституционного органа власти, выражавшего волю патрициата.
Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.
Первоначально сенат имел право утверждать или отклонять решения комиций. Но уже с 4 в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиции (и раньше всего первые 98).
Но исполнительной властью сенат не обладал и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур.
К особенной компетенции сената относились прежде всего международные дела, финансовые (доходы и расходы), вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика вообще и пр.
Вершина власти сената, когда без него не принималось ни одной сколько-нибудь значительной меры в ообласти внешней и внутренней политики, приходится на 300-135гг. до н.э. Падение же роли сената началось в эпоху гражданских войн (2-1 вв. до н.э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь). В период империи сенат, сохраняя внешнее величие, утратил свою власть в пользу императоров.
Особенности римской аристократической республики.
В чем же состоят принципиальные особенности римской аристократической республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?
На этот вопрос может быть сказано: система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, во-первых, а в более широком плане устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней. Система сдержек и противовесов проходит чрез всю систему римской формы правления:
- Два собрания, одно из которых было по началу чисто плебейским.
- Коллегиальность магистратур с правом интерцессии одного из магистратов в дела другого, своего коллеги.
- Невмешательство одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей).
- Строго проведенная срочность всех без исключения магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления.
- Отделение судебной власти от власти исполнительной. Исключительные полномочия народных трибунов.
- Наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти.
- и др.
В течении всех лет республики (до эпохи диктатур) армия была народным ополчением и уже по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической формы правления.
Когда с широкой завоевательной политикой Рима, Римская армия сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержащейся за счет завоеванных народов, разрушилась преграда на пути военных диктатур, а вслед затем и переходу к монархическому правлению.
Кризис римской республики и переход к монархии.
Во втором веке до н.э. после победы над Карфогеном Рим господствует практически над всеми землями, омываемыми Средиземным морем. Эти земли, помимо своей особенной ценности, сделались источником, из которого Рим черпал новые и новые массы рабов, находивших себе широкое применение в обширных поместьях старой и новой знати - всех этих сенаторов и всадников, трансформировавшихся в 4-3 веках до н.э. в сословие нобилей.
В 1-ом веке до н.э. Рим оказался втянутым в тяжелую для него Союзническую войну, в результате которой был вынужден пойти на предоставление римского гражданства всему населению Италии.
Союзническая война не принесла ни Риму, ни Италии подлинного мира. Наступала эпоха личной власти, эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был полководец Сулла, который, опираясь на преданную ему армию, установил в Риме режим единоличной власти или диктатуры. Она была бессрочной и уже одним этим отличалась от республиканской диктатуры. Кроме того, Сулла присвоил себе законодательные функции и право произвольного распоряжения жизнью и имуществом граждан. Он предоставил новые права сенату и резко ограничил полномочия народных собраний. Трибуны были лишены политических функций. Диктатура Суллы означала наступление новой исторической эры в римской истории и раньше всего конец республики.
Отречение Суллы (79г. до н.э.) возвратило было Риму республиканскую конституцию, но не надолго. Новая Римская диктатура оказалась в руках Гая Юлия Цезаря. Она пришлась на время, наступившее после спартаковского восстания рабов (74 г. до н.э.), со всей очевидностью обнажившего кризис республиканской формы правления и нужду в авторитарном государстве.