Смекни!
smekni.com

Особенности квалификации преступлений в сфере компьютерной информации (стр. 8 из 10)

1.4.4. Разграничения ст.ст.272 и 137 УК РФ

Объектом преступления ст. 137 УК РФ является неприкосновенность личного суверенитета человека, сфера его частной жизни и личных отношений. Неправомерный доступ к компьютерной информации, содержащей сведения о частной жизни лица, составляющие его личную или семейную тайну, представляет собой специфическую разновидность сбора этих сведений – иными словами, совершение действий, образующих оконченный состав нарушения неприкосновенности частной жизни.

Неправомерный доступ к компьютерной информации, содержащей сведения о частной жизни лица, совершенный с прямым умыслом и из корыстной или иной личной заинтересованности, при условии причинения вреда правам и законным интересам граждан, квалифицируется по совокупности со ст. 137 УК РФ. Виновный здесь, наряду с неприкосновенностью частной жизни, посягает и на общественные отношения по обеспечению безопасности компьютерной информации. Кроме того, санкция ст. 137 УК РФ гораздо мягче санкции, предусмотренной ст. 272 УК РФ, что свидетельствует о необходимости квалифицировать подобное проявление преступной деятельности по совокупности преступлений.[31]

По ст. 137 УК РФ следует квалифицировать лишь такие действия лица, которые были связаны с незаконным ознакомлением с компьютерной информацией, содержащей сведения о личной жизни или семейной тайне потерпевшего. В этом случае дополнительной квалификации по ст. 272 УК РФ не требуется. Но если виновный не только ознакомился, но и уничтожил такую информацию, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности со ст. 272 УК РФ, т.к. в этом случае виновный нарушает не только конституционные права потерпевшего (право на неприкосновенность частной жизни), но и посягает на отношения по обеспечению безопасности компьютерной информации.

Неправомерный доступ к компьютерной информации, содержащей сведения о частной жизни лица, совершенный по иным мотивам, например из чувства сострадания к потерпевшему, не образует признаков преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ – в этом случае есть все основания привлекать виновного к ответственности по ст. 272 УК РФ при условии наступления перечисленных в диспозиции статьи вредных последствий.

1.4.5. Разграничения ст.ст.272 и 183 УК РФ

В ст. 183 УК РФ обязательным признаком субъективной стороны данного преступления является цель – разглашение либо незаконное использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ч.1 ст. 183 УК РФ), или мотив преступления - корыстная или иная личная заинтересованность (ч.2 ст. 183 УК РФ). Неправомерный доступ к указанным в ст. 183 УК РФ сведениям, содержащимся на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, совершенный без цели их дальнейшего использования или разглашения, а равно без корысти или иной личной заинтересованности, влечет ответственность по ст. 272 УК РФ. Признаки состава преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ в этом случае отсутствуют.

Ярким примером может послужить уголовное дело, рассмотренное Тагилстроевским районным судом города Нижнего Тагила Свердловской области по обвинению Р. по ст. 159, 183, 272, 273 УК. В октябре-ноябре 1998 года Р., пользуясь своим служебным положением, совершил изменение ведомости начисления заработной платы на предприятии так, что у работников, которым начислялось более ста рублей, списывалось по одному рублю, эти средства поступали на счет, откуда их впоследствии снял Р. Изменения в программе были квалифицированы по статье 273, сбор сведений о счетах лиц, данные о которых были внесены в базу предприятия, - по статье 183, модификация этих данных - по статье 272, а получение начисленных денежных средств - по статье 159 УК. Р. был приговорен к 5 годам лишения свободы условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью программиста и оператора ЭВМ сроком на 2 года.[32]

1.4.6. Разграничения ст.ст.272 и 165 УК РФ

Рассматриваемые преступные деяния зачастую являются способом совершения корыстных преступлений: причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, мошенничества, присвоения или растраты и др. В таких случаях имеет место идеальная совокупность преступлений, что, прежде всего, определяется различием объектов посягательства. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное путем неправомерного доступа к компьютерной информации, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 165 и ст.272 УК РФ.

Такие преступления наиболее часто встречаются на практике из-за широкого распространения сети Интернет.

Например, 18 апреля 2000 года Шадринским городским судом был осужден к штрафу в 3000 рублей П., по статьям 272 и 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) УК РФ. П. получал доступ к сети Интернет за чужой счет, пользуясь чужими логином и паролем для доступа к сети. Логин и пароль он получил, прислав программу - "троянца" на компьютер-"жертву". В рассматриваемом примере суд квалифицировал несанкционированный доступ к чужому компьютеру с целью кражи пароля по статье 272, а пользование услугой доступа к интернет - по статье 165 УК. В данном случае обращает на себя внимание тот факт, что "троянскую" программу П., согласно его же собственным показаниям, послал на компьютер с предназначенной специально для этого страницы на сервере в Интернет, адреса которой он "не помнит".[33] Можно предположить, что, говоря про такую страницу, П. просто избежал обвинения еще и по статье 273 УК в распространении вредоносных программ, что, впрочем, доказать уже невозможно.

Злоупотребление доверием также не остается без внимания преступников: Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ было рассмотрено уголовное дело по обвинению Б. и Р. в совершении преступлений предусмотренных ст.ст. 272 ч.2., 165 ч.2 УК РФ. Р. воспользовавшись доверием главного врача ГСЭН, попросившей его устранить неисправность компьютерной техники, получил доступ к компьютеру ГСЭН, узнал не подлежащий разглашению логин и пароль выхода в сеть Интернет и сообщил эти данные своему знакомому Б., который за счет ГСЭН осуществлял фактическое пользование услугами сети, кроме этого Б. совершил неправомерный доступ в сеть и, воспользовавшись ошибкой администратора сети, скопировал конфиденциальную информацию, содержащую пароли пользователей (в виде файла master.password), после чего предпринял попытку дешифрования паролей с помощью компьютерных программ для взлома паролей. В свою очередь Р., проходя практику и имея доступ к компьютеру, блокировав пароль для защиты доступа, совершил неправомерный доступ к компьютерной информации и скопировал на внешнее устройство файлы, содержащие сведения конфиденциального характера. Казалось бы налицо совокупность преступлений предусмотренных ст. 165 и ст.272 УК РФ, однако, что касается Б. то файлы имеющие конфиденциальный характер находились в сети Интернет без какой-либо должной защиты, наряду с любыми другими файлами (из-за ошибки администратора сети) и могли быть скопированы любым пользователем сети Интернет. А Б., при этом, не применял при специальных программ для взлома. Таким образом в действиях Б. отсутствует состав преступления предусмотренный ст. 272 ч.2 УК РФ. Действия же подсудимого Р. квалифицированы по ст. 272 УК РФ правильно, т.к. он осуществил неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, что повлекло ее копирование.

Таким образом, суд правильно квалифицировал данные деяния и признал Б. – виновным по ст. 165 ч.2 УК РФ и назначил наказание в виде штрафа 2400 руб., Р. – по ст. 272 ч.2 УК РФ и назначил ему наказание в виде штрафа 3000 руб.[34]

1.5. Значение квалификации преступлений

Правильная квалификация преступления имеет важное значе­ние. Она обеспечивает реализацию принципов уголовного права и прежде всего законности. Неверная квалификация нарушает принцип законности, равно как и принципы справедливости, личной и виновной ответственности. Цели наказания, его инди­видуализация и справедливость могут быть достигнуты только при верной квалификации преступления. Ошибочность ее может по­влечь, и зачастую влечет, самые тяжкие последствия, в числе которых, например, применение необоснованно суровых мер на­казания (длительных сроков лишения свободы).

Правильная квалифи­кация в то же время является гарантией соблюдения прав лица, совершившего преступления. Неверное применение нормы Осо­бенной части влечет не только назначение несправедливого на­казания, но и другие негативные последствия. Неверная оценка действий как создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ч. 2 ст. 273 УК), относяще­гося по закону к тяжким преступлениям (ч. 4 ст. 15 УК), означает, как правило, неприменение условного осуждения, отсрочки ис­полнения приговора, определение более сурового вида режима отбывания наказания, существенное увеличение сроков для ус­ловно-досрочного освобождения от него и т.п. Наконец, верная квалификация дает возможность более точно и обоснованно вы­явить состояние, уровень и динамику преступности и ее отдель­ных видов как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным регионам. Ошибочная квалификация ведет к искаже­нию действительной картины и негативно влияет на разработку и реализацию профилактических мер.

Рассматривая же судебную практику по статьям УК о преступлениях в сфере компьютерной информации, стоит отметить прежде всего ее несформированность и, вследствие этого, неоднородность. В настоящее время Верховным судом не принято ни одного постановления или определения по вопросам применения статей о компьютерных преступлениях. Приговоры, вынесенные различными судами по однотипным уголовным делам, зачастую расходятся в вопросах квалификации действий преступника и размеров наказания.