Смекни!
smekni.com

Внешняя политика и международное право (стр. 9 из 12)

В общем плане, эффективность воздействия современного международного права на внешнюю политику государств определяется соотношением сил на международной арене.

В современном мире, часто государства прибигают при решении своих внешнеполитических задач к силе, нарушая нормы и принципы международного права. В теории дипломатии и международного права существует направление, которое оправдывает такие действия, это - реалистическое направление. "Характерной чертой международных отношений является стремление к господству. Реалистический подход к внешней политике означает, что в вопросах внешней политике нужно добиваться своих целей любыми средствами, не считаясь с принципами права и морали". Американский профессор Ганс Моргентау, критикуя "юридический подход" к проблемам международной политики, фактически призывает дипломатию отбросить в сторону международное право и руководствоваться в своих действиях только соотношением сил.

По мнению Моргентау, перед дипломатией стоят четыре задачи. Дипломатия должна:

1. Наметить свои цели с учетом действительной и потенциальной силы, имеющейся для достижения этих целей;

2. установить цели других государств и силу, которую они действительно или потенциально имеют для достижения этих целей;

3. установить, в какой мере эти различные цели совместимы друг с другом;

4. использовать средства, необходимые для достижения своих целей. Каковы средства, которые может использовать дипломатия?

"Три средства", - говорит Моргентау,- имеются в распоряжении дипломатии: убеждение, компромисс, угроза силой". Заметили также, что "угроза силой", которую Моргентау считает одним из средств дипломатии, запрещается современным международным правом/ п.4 ст.2 Устава ООН/.

Международное право определяя юридические обязанности государств, устанавливает определенные рамки для их внешней политики и дипломатии, с другой стороны, фиксируя права государств, оно открывает перед государствами возможность использования международного права в интересах их внешней политики и дипломатии.

То, что государства стремяться опереться на международное право в осуществлении своей внешней политики и дипломатии не вызывает сомнение. Внешнеполитические документы государств пестрят ссылками на международное право в целом и на отдельные его принципы и нормы.

Международное право является не только юридическим, но и важным политическим и моральным фактором. Внешнеэкономическая акция государства, опирающаяся на международное право, приобретает в силу этого не только определенные юридические, но и политические и моральные преимущества.

2. Международное право как инструмент внешней политики государств.

Рассмотрение вопроса о возможности использования международного права государством для достижения целей их внешней политики надо начинать с процесса образования норм международного права, которые создаются в ходе борьбы и сотрудничества государств в результате соглашения между ними. Каждое государство, участвующее в процессе создания и изменения норм международного права, стремится к тому, чтобы его международно-правовая позиция, являющаяся частью его внешнеполитической программы в целом, нашла возможно большее отражение в разрабатываемых нормах международного права. Иначе говоря, каждое государство стремится к тому, чтобы отстаиваемые им правовые принципы были признаны другими государствами в качестве норм международного права. Таким образом, уже сам процесс создания норм международного права используется государством для достижения некоторых целей их внешней политики. Международное право определяет права и обязанности государств. Естественно, что в своей внешней политике и дипломатии каждая страна имеет возможность в определенных случаях опереться на международное право, отстаивать права и требовать выполнения обязательств другими государствами.

Это не означает, что международное право может быть орудием любой политики. Нормы международного права могут быть использованы в качестве орудия внешней политики отдельных государств или в пределах, определяемых содержанием этих норм, то есть содержанием соглашения между государствами, результатом которого явилось возникновение той или иной нормы международного права, ее развитие и изменение.

В период "холодной" войны сверхдержав, СССР и США проводили политику "с позиции сил", сколачивали гонку ядерных вооружений, и противостояние в мировом масштабе. Такая политика противоречила принципам и нормам международного права.

В период Горбачевской перестройки, между СССР и США были заключены договоры о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, а также договоры о сокращении стратегических поступательных вооружений - все это свидетельствовало о значительном, если не о глобадьном изменении внешнеэкономической концепции СССР и США, начала изменений в системе международных отношений.

Эти процессы связаны с возрастанием социальной роли и значения международного права, выдвигают принципально новые задачи, перед его наукой. Учитывая то, что современное международное право направлено на охрану мира и безопасности, можно сделать вывод, что примат международного права в политике - это по существу нормативное выражение приоритета общегосударственных интересов.

Международное право, может быть опорой лишь такой политики, принципы которой соответствуют международному праву. В этом случае государство может опереться на международное право. Такой политикой является политика мирного решения споров, укрепления мира и безопасности, соблюдение норм и принципов международного права.

Таким образом, международное право является ,с одной стороны, системой обязательных для государств норм, регулирующих поведение государств, а с другой стороны, в определенных пределах опорой политики этих государств. Это две стороны одного и того же явления. Дело в том, что двойственная роль международного права как "регулятора и как опоры или орудия" политики субъектов права отражает реальную действительность. Она, как уже указывалось определяется содержанием норм международного права, которые, так же как и нормы национального права, воздействуют на поведение субъектов права путем определения их прав и обязанностей.

Если международное право является опорой или орудием внешней политики, то это не означает, что государство может взять в свои руки международное право, и как скульптор из глины, лепить из него то, что ему нужно. Нормы международного права являются результатом соглашения между государствами, и отдельное государство не может менять их по своему усмотрению.

Нормы международного права - это не пустые формы, в которые каждое государство может внести то или иное содержание. Как всякая правовая норма, норма международного права имеет свою форму и содержание. Последнее определяется содержанием того соглашения результатом которого является эта норма.

Отдельное государство не может внести в норму международного права новое содержание. Изменение содержания нормы права - это изменение нормы, которое возможно не в результате односторонних действий государства, а в силу соглашения между государствами. Ни одна держава в одностороннем порядке не может изменять нормы международного права.

Если допустить, что каждое государство своими односторонними действиями может вносить изменения в нормы международного прва, то последнее как объективная система норм, регулирующих отношения между государствами исчезает, вместо него появляется внешние права отдельных государств.

Нормы международного права имеют свое содержание, которое в ходе международных отношений может изменяться договорным или обычным путем, такое изменение происходит всегда в результате соглашения между государствами, в процессе формирования которого, односторонние действия государств, как уже говорилось, играют свою роль.

Хотя государства могут использовать международное право в качестве опоры внешней политики, это не означает, что международное право сливается с политикой. Соглашение международного права с политикой неизбежно ведет к отрицанию нормативного характера международного права, к отрицанию международного права, которое утопает в политике, исчезает как право.

Примером такого рода смешания или слияния внешней политики и международного права является концепция проф. Макругала, называемая им "ориентированным на политику" подходом к международному праву. стр.88 1. Хотя проф. Макругал и критикует Моргентау за переоценку значения "голой силы" в международных отношениях, он приходит, правда, другими путями, по существу, к тем же выводам о роли международного права, что и критикуемые им авторы. Макдугал, на словах не отрицая значения международного права, а иногда и подчеркивая его, на деле топит международное право в политике. В результате этого в концепции Макдугала международное право лишается самостоятельного значения как средство регулирования международных отношений, оно исчезает в политике, и более того, превращается в средство оправдания политики, нарушающей международное право.

Макдугал объявляет несостоятельным взгляд на международное право как на систему юридических норм, регулирующих отношения государства. стр. 89 1. Это представление о международном праве приводит к тому, утверждает Макдугал, что "слишком много людей проводят резкое и не соответствующее действительности различие между правом и политикой ...".

Слишком часто думают, что "технические правила, которые якобы составляют международное право", могут решать вопрос о том, как следует поступать. Макдугал концентрирует свое внимание на так называемом "принятии решений", под которыми он понимает процесс формирования внешней политики и ее осуществление. Он утверждает, применение "общих правил" международного права требует "выбора политики". Следовательно, по мнению автора, не при вынесении политических решений надо учитывать и соблюдать нормы международного права а, наоборот, надо сначало "выбрать политику". Необходимость такого предварительного "выбора политики" обосновывается автором тем, что в случае применения нормы международного права могут быть разные мнения о том, как следует поступать.