Смекни!
smekni.com

Международное публичное право (стр. 5 из 9)

В случае нарушения принципа, например, при заключении неравноправных договоров, дискриминации при реализации внешней функции, возможно применение санкций в виде ответных мер, адекватных нарушению, например, мирных репрессалий.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств тесно связан с наличием у них качества суверенитета и основывается на одном из его элементов - независимости государства при осуществлении его внутренней функции. Устав ООН, положивший начало формулированию принципа в писаной форме, подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил круг субъектов вмешательства только органами ООН. В полной формулировке принцип существует в обычно-правовой форме, но о его понимании и представлениях о правовом содержании и практике применения можно судить по согласованным государствами резолюциям и декларациям Генеральной Ассамблеи ООН, например, по тексту Декларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (1982 г.) и др.

Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, что представляет собой один из аспектов полной и суверенной власти государства, осуществляемой им на своей территории, в пределах своих границ.

В соответствии с этим принципом государство имеет право самостоятельно устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно, вводить тот или иной режим пребывания иностранных граждан на своей территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц на своей территории.

Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства, такие, как, например, установление формы правления, проведение плебисцитов и референдумов, принятие законов, проведение выборов, расходование займов и пр. Государства обязаны воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ. Это может быть финансовое давление, обещание дать привилегии при условии кредитов, кредитование, но под условием покупки продукции государства-кредитора, уступки территории. Вмешательством во внутренние дела государства считается также вещание на его территорию без его на это согласия.

Любое действие, предпринятое с целью неправомерного, в нарушение принципа, давления на государство, дает последнему или сообществу право на ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы ООН и региональных организаций.

Государство само определяет пределы своей компетенции и само может пойти на ее ограничение в интересах международного сотрудничества - для защиты окружающей среды, защиты прав и основных свобод человека, общей безопасности, решения глобальных проблем. Подобные самоограничения необходимы также при реализации взятых на себя международных обязательств, особенно в упомянутых областях сотрудничества. Так, например, в 1989 г. СССР, а ныне Российская Федерация как его правопреемник, признал обязательную юрисдикцию Международного суда ООН по спорам, связанным с соблюдением на территории России важнейших актов по правам человека. Тем самым Россия сознательно ограничила свои права по наказанию виновных физических лиц, а также признала правомерными такие действия, как сбор сведений о соблюдении прав человека на ее территории, получение и оценка этой информации другими членами сообщества, ее передача и др. В то же время Россия могла и не совершать подобной акции, так как признание или непризнание юрисдикции международных судов или арбитражей относится к ее собственной компетенции.

Принцип сотрудничества государств, как и принципы мирного разрешения международных споров, суверенного равенства государств, является функциональным принципом международного права. Сотрудничество - единственный способ реализации государствами своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической, политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов самых суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40,41).

Принцип сотрудничества является формой практической реализации всех остальных принципов международного права. Он представляет собой не столько право, сколько обязанность всех государств сотрудничать друг с другом. Устав ООН в преамбуле и п. 3 ст. 1 обязывает членов ООН "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера". Сам принцип пронизывает все положения Устава ООН, универсальных и других правомерных договоров.

Конкретизация принципа сотрудничества дана в морально-политических нормах Декларации 1970 г., Декларации Заключительного акта СБСЕ 1975 г. Первая уделяет внимание наиболее широкому кругу отношений, последняя - процедуре и методам сотрудничества.

В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом, а также если этого требуют интересы безопасности. В случаях, предусмотренных договорами, они могут иметь право на льготные режимы сотрудничества.

Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов между народного права, т.е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю или внешнюю функцию государства; вы года от сотрудничества не просто должна быть взаимной, но, как указывается в Уставе ООН, Декларациях ООН, других документах, должна служить благу всех государств, человечества в целом.

Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедских отношений и международного мира.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является функциональным принципом международного права, одним из базовых принципов системы всего международного права, обеспечивая стабильность международного правопорядка. Его основа -древнейшая обычно-правовая норма, имевшая отношение скорее к писаным, фиксированным нормам. Устав ООН (п. 5 ст. 2), на который ссылаются как на источник принципа, содержит только часть его содержания - предписывает государствам соблюдать обязательства, вытекающие из членства в ООН, а для государств-нечленов - только обязательства, вытекающие из принципов Устава ООН.

Наиболее полное выражение данный принцип получил в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и в ст. 38 Статута Международного суда ООН, где говорится о применении наряду с писаными также и обычно-правовых норм.

Практика государств, ее согласованное толкование в декларациях, резолюциях Генеральной Ассамблеи свидетельствует о том, что обязательства, вытекающие из писаных или обычных норм, равнозначны по своим последствиям и охраняются идентичными механизмами, связанными не с формой существования нормы, а с ее местом в системе международного права: принцип, существующий в обычно-правовой форме, будет защищаться более жесткими мерами, чем, например, региональная писаная норма, и т.д.

Таким образом, объектом защиты принципа добросовестного соблюдения международных обязательств являются отношения государств, других субъектов международного права в связи с созданием, действием, прекращением действия международных договоров и обычаев.

Обязанности государств, обусловленные принципом, заключаются во взаимном уважении правосубъектности друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву по отношению к национальным нормам, а также в приведении национального законодательства в соответствие с взятыми на себя международными обязательствами; в разрешении споров, возникающих в процессе создания и применения договоров и обычаев, только мирными средствами.

Государства, другие субъекты международного права имеют право требовать соблюдения правомерных договоров и обычаев; получать вы годы, вытекающие из участия в них; получать защиту, необходимую для реализации заложенных в них предписаний; оказывать помощь государствам, права которых нарушены. В некоторых случаях, обусловленных международным правом, государства могут в одностороннем порядке прекратить или изменить обязательства, вытекающие из договора или обычая.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств защищается такими международными механизмами, как институционные и третейские суды, взаимные консультации и др. Он особенно важен для всего сообщества, т.е. обеспечивает единый стабильный миропорядок через единообразное применение договоров и обычаев.

'Принцип равноправия и самоопределения народов и наций регулирует сотрудничество государств в одной из важнейших сфер развития цивилизации в целом. Нация, народ является первоосновой, с которой связывается суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов, а затем государств, сама же ООН в своем названии содержит ссылку на нации. Тем не менее утверждение нормы, защищающей права нации, относится только к середине XX в., хотя сама правовая идея защиты нации относится к концу XVIII в.

Принцип в краткой форме, тезисно сформулирован в Уставе ООН, затем - в универсальном кодифицирующем договоре - Пактах о правах человека 1966 г. Статья, содержащая перечень прав нации как самоопределяющейся единицы, выделена в особую часть. В период перед принятием Пактов содержание принципа совершенствовалось в форме международно-правового обычая. Часть принципа, связанная с предоставлением независимости колониальным странам и народам, в своем развитии опиралась на морально-политические нормы, содержащиеся в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., и Декларации о принципах 1970 г.