Смекни!
smekni.com

Теория государства и права (1) (стр. 7 из 8)

Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Вместе с тем нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях).

З. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и мы государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных давил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Требования общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими государственными органами при создании правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализацию правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

18. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы - это свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений, организаций, партий (право избирать и быть избранным, право руководящих органов налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей).

19. Право и религиозные нормы. Право и обычай

Право и религиозные нормы. Светский характер определения права (правил), — казалось бы, четко различает регулятивные свойства права и религии. Но дело усложняет то обстоятельство, что на определенных этапах истории и в ряде стран право получало выражение именно в религиозных догмах.

Яркий пример переплетения права и религии заключается не только в сакрализации многих правовых правил в раннеклассовых обществах, но и в появлении на рубеже Х1-Х111 веков такого феномена, как каноническое право. Более того, в XIII веке в Европе вообще была предпринята кодификация канонического права — был создан Corpus Juris Canonica. Семейно-брачные отношения, наследование, так называемая «десятина» (отчуждение в пользу церкви 1/10 от наследственной массы), иные правила имели религиозно-мирские формы в том смысле, что некоторые декреты вселенских соборов, декреталии пап регулировали вполне светские отношения, а иные — получали даже государственную поддержку.

Все же развитие канонического права пошло в двух направлениях: светское начало все более уходило под «крышу» государства, а церковное право сосредоточивалось на регулирование тонких внутрицерковных отношений. Закрепление светского характера государства во многих конституциях, отделение церкви от государства, школы от церкви, иные положения — все в большей степени превращают общественные церковно-государственные отношения в объект регулирования светским правом. И предложенное выше определение права учитывает эту основную тенденцию.

Иные тенденции, например, предложение некоторых религиозных деятелей в России превратить православие в единую государственную идеологию и на этой основе строить государственно-правовую систему. а в ряде других мусульманских стран усилить начала шариата, в том числе ввести своеобразные наказания, идущие из глубины веков и обычаев (удары палкой, отсечение руки у вора) заслуживают, разумеется, обсуждения, но все же лежат в стороне от процесса, который в XX веке может быть обозначен как «этатизация» права. Словом, определение права и определение религии позволяют провести между ними четкую грань и также свидетельствуют о правильной формулировке определения права.

Право и обычай. Обычай складывается спонтанно, стихийно. Он закрепляет наиболее полезное поведение в быту, в решении споров, В средние века (V-XI века в Европе) именно обычаи регулировали наследственные, семейно-брачные отношения, взаимозависимость людей, их безопасность военные конфликты, территориальные споры, имущественные владения (наряду с таким своеобразным механизмом регулирования, как генеалогия) и т. д. И все же обычаи приобрели правовую характеристику лишь тогда когда были, во-первых, записаны в разных сборниках-кодексах, причем эти сборники были стабильны, признаны, на них ссылались при решении споров.

Их исполнение начали обеспечивать церковные суды, королевские суды. Именно эти суды — новый институт формирующейся европейской государственности в средние века — придавали обычаям правовой характер, превращали обычаи в одну из форм права — правовой обычай. Государство — то или иное европейское королевство — с помощью специального государственного органа — королевского суда — признавало за обычаем общеобязательность, формальную определенность, возможность обеспечивать его государственным принуждением. Тем самым обычай превращался в правовой обычай, а совокупность этих правовых обычаев — в обычное право. В феодальной Франции, например, было известно до 300 систем местного обычного права (куттомов). Это право постепенно заменяло денежными штрафами, иными имущественными возмещениями «кровную месть», поединки, снижало агрессивность, укрепляло стабильность. В этом своем качестве — правовом — обычай действительно подпадает под определение права, как, впрочем, и другие формы, в которых право находит свое выражение — нормативно-правовой акт, судебный прецедент, некоторые корпоративные нормы, доктрины (в ряде стран) и т. д. Эти формы выражения права дают нам возможность и знать, и ощущать действие права как социального института, в том числе и действие правового обычая. Но ведь так и должно быть, если предложенное определение права является верным.

20. Понятие и основные признаки нормы права

Первичным элементом права является норма права. Из нормы права складываются административно-правовые акты. Норма права - это модель поведения людей, устанавливаемая государством и определяющая меру свободы в конкретных правоотношениях. Участник конкретного правоотношения располагает возможностью действовать свободно, а именно сознательно избирать для себя тот или иной вариант поведения и свободно действовать при достижении определенных целей посредством правоотношения с другим субъектом права.

Правовая норма, также, как и само право в целом, имеет свои отличительные признаки, которые отличают ее от других социальных норм. Такими признаками правовой нормы являются:

1. Правовая норма устанавливается или санкционируется государством и закрепляется в официальных правовых актах государства.

2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны она предоставляет свободу действий, направленных на реализацию законных прав субъекта, а с другой стороны норма права обязывает либо совершить действие, либо воздерживаться от совершения действий. Следовательно, предоставляя свободу отдельному лицу, правовая норма одновременно ограничивает эту свободу.

3. Обеспечение исполнения правовой нормы с помощью мер государственного принуждения и применение в случае необходимости при неисполнении или ненадлежащем исполнении юридической ответственности к правонарушителю.