Смекни!
smekni.com

Косвенные иски в арбитражном процессе (стр. 4 из 4)

Какова правовая природа ответственности ответчика? Применяются ли нормы гражданского или трудового права?

В соответствии с п. 2 ст. 71 Закона № 208-ФЗ ответчики несут ответственность за убытки, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. В данном случае предусмотрена ответственность гражданско-правового характера, поскольку убытки – это категория ГК РФ.

Такое толкование характера ответственности вытекает также из положений п. 3 ст. 53 ГК РФ, поскольку ответственность лиц, которые в силу закона или учредительных документов юридического лица выступают от его имени, наступает во всех случаях, кроме тех, когда законом или договором предусмотрено иное. Здесь также вполне можно исходить из логики, что в данном случае законодатель распространил на управляющих принцип гражданскоправовой ответственности.

Согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ допускается возложение гражданско-правовой ответственности в случае, если иное не предусмотрено договором – например, контрактом между обществом и членом правления. Однако общее правило заключается в возложении на ответчика гражданско-правовой ответственности за убытки, в т. ч. и в тех случаях, когда он работает по трудовому договору (контракту). Указание на это содержится и в п. 3 ст. 69 Закона № 208-ФЗ, согласно которому на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей положениям названного Закона. В юридических работах последних лет убедительно доказаны цивилистические характеристики ответственности управляющих.

Ответственность ответчика: компенсационная или штрафная?

Действующее законодательство не лимитирует ответственность управляющего, допуская тем самым возможность возложения на него обязанности возместить все причиненные обществу убытки. Поскольку управляющий отвечает всем принадлежащим ему лично имуществом, то вряд ли при большом размере убытков можно говорить о компенсационном характере его ответственности, ведь размер убытков может быть очень значителен. Поэтому такая ответственность управляющего – физического лица носит, скорее, штрафной характер, предполагая важное профилактическое воздействие.

Следует иметь в виду, что во многих странах подлежит страхованию за счет самого общества риск ответственности управляющего перед нанявшей его организацией. Условие о страховании ответственности обычно является частью контракта управляющего с корпорацией. Кандидат юридических наук А. Молотников возражает против такой практики, полагая, что страхование ответственности управляющих осложняет их защиту, делает их поведение беспечным и социально опасным.

Как распределяются судебные расходы по косвенному иску?

В соответствии с ч. 2 ст. 225.8 АПК РФ решение об удовлетворении требования по иску о возмещении убытков принимается в пользу юридического лица, в интересах которого он был предъявлен. По ходатайству лица, обратившегося с иском о возмещении убытков, исполнительный лист направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Таким образом, если обстоятельства, на которые ссылается истец, находят подтверждение в ходе судебного разбирательства, то суд удовлетворяет иск и выносит решение о взыскании убытков с ответчиков, но в пользу акционерного общества. Истец, если им был акционер, сам лично по судебному решению ничего не получает, поскольку по косвенному иску он защищал не свои собственные интересы, а интересы общества. При удовлетворении иска истцу-акционеру возмещаются только понесенные им судебные расходы (ч. 3 ст. 225.8 АПК РФ). При отказе в иске судебные расходы возлагаются на истцов.

Если в качестве истца выступало само общество, то при удовлетворении иска оно получает присужденное по судебному решению (возмещение убытков). Кроме того, в его пользу возмещаются понесенные судебные расходы.

В части 3 ст. 225.8 АПК РФ указано, что судебные расходы несут участники в равных долях. Очевидно, что здесь имеются в виду не все участники юридического лица, а только те, которые обратились в арбитражный суд с косвенным иском и являлись процессуальными истцами. Само возмещение судебных расходов производится согласно ч. 4 ст. 225.8 АПК РФ по правилам ст. 110 АПК РФ.

Кто является выгодоприобретателем и взыскателем в исполнительном производстве по косвенному иску? Могут ли в исполнительном листе быть указаны два взыскателя – общество и его участник?

В случае удовлетворения иска акционера к управляющему обществом вполне возможна ситуация, когда само общество не возбуждает исполнительное производство, поскольку, например, генеральный директор не обращается в службу судебных приставов, а без обращения взыскателя – общества исполнительное производство не будет начато. Для разрешения подобных коллизий в ч. 1, 2 ст. 225.8 АПК РФ указано, что участники юридического лица обладают правом требовать принудительное исполнение решения арбитражного суда в пользу данного юридического лица. Кроме того, по ходатайству лица, обратившегося с иском о возмещении убытков, исполнительный лист направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2009 по делу № А46-13913/2007 отмечено, что с целью реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта участник общества, по чьей инициативе было возбуждено производство по делу о взыскании убытков, должен быть указан в исполнительном листе в качестве процессуального взыскателя.

При этом были приведены следующие доводы. Суд кассационной инстанции считает, что предъявление косвенного иска о взыскании убытков участником общества Вахниной Т.В. к директору ООО “Десо” Неворотову Б.Г. посредством защиты прав истца направлено на защиту прав самого общества, и в данном случае участник хозяйственного общества, выступая процессуальным истцом, имеет как право на возбуждение дела в суде, так и право требовать принудительного исполнения судебного акта. При этом прямым выгодоприобретателем по нему является ООО “Десо”, т. к. присужденные суммы убытков должны поступить в его собственность. Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание то, что Неворотов Б.Г., являющийся должником по делу и одновременно директором ООО “Десо”, исполнение решения суда в большей его части не произвел, и в сложившейся неординарной ситуации, не исполняя решение суда, вопреки положениям п. 1 ст. 44 Закона № 208-ФЗ, он действует в своих личных интересах, а не в интересах общества и его участников, что нарушает экономические интересы ООО “Десо” и не отвечает закрепленным в ст. 16 АПК РФ принципам обязательности и исполнимости судебных решений. Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах по делу, с учетом перечисленных норм права, с целью реализации права требовать принудительного исполнения решения арбитражного суда в пользу ООО “Десо” Вахнина Т.В. может быть указана в исполнительном листе в качестве процессуального взыскателя, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции об этом является правильным.

Участник – истец вправе использовать возможность обращения в арбитражный суд с ходатайством о направлении исполнительного листа для исполнения в службу судебных приставов помимо воли самого юридического лица и его органов.

Эта позиция была поддержана определением ВАС РФ от 28.04.2010 № 8794/09 по делу № А46-13913/2007, в котором он отказал в передаче дела по заявлению о выдаче нового исполнительного листа для пересмотра в порядке надзора судебных актов, т. к. суд апелляционной инстанции, обязывая выдать исполнительный лист с двумя взыскателями, обоснованно исходил из того, что участник общества также приобрел статус взыскателя, а общество не исключено из исполнительного листа и его интересы не нарушены.

В данном случае все-таки следует стремиться к тому, чтобы не создавать путаницу, поскольку выгодоприобретателем по косвенному иску, в т. ч. взыскателем в исполнительном производстве, является само общество, а не участник, выступавший в арбитражном процессе в качестве истца. При их одновременном указании в качестве взыскателей в исполнительном листе может возникнуть вопрос о том, в чью пользу взыскивать присужденное. Пока понятие “процессуальный взыскатель” неизвестно исполнительному производству, поэтому участник – истец вправе использовать возможность обращения в арбитражный суд с ходатайством о направлении исполнительного листа для исполнения в службу судебных приставов помимо воли самого юридического лица и его органов.

Касательно косвенных исков, возбуждаемых на основании ст. 105 ГК РФ, ст. 6 Закона № 208-ФЗ, следует также учитывать, что возможности влияния основного общества в отношении дочернего общества сохраняются и при удовлетворении иска акционеров к основному обществу. Поэтому основное общество может воздействовать на дочернее общество, чтобы то не обращалось за получением исполнительного листа или не предъявляло его к взысканию, либо, получив присужденное, перечислило полученные денежные средства в пользу основного общества или связанных с ним организаций.