Смекни!
smekni.com

Предусмотрительное поведение: явления и механизмы (стр. 7 из 20)

А.Р. Лурия отмечает, что лобные доли мозга играют специфическую и существенную роль в обеспечении сложных форм регуляции поведения. /49/. Роль лобных долей в регуляции состояний активности (которая выражается в ряде компонентов ориентировочного рефлекса), регуляции простых движений и действий, сложных программ деятельности и в протекании сложных интеллектуальных процессов. Лобные доли имеют большое значение и для контроля над эмоциональной жизнью и ее развитием, для возникновения графических и тотемических символов.

Искусство впервые появляется с неоантропом и известно ныне по многим сотням памятников графики, «скульптуры» и наскальных многоцветных изображений, датируемых ранним ориньяком и последующими периодами позднего палеолита. В памятниках позднепалеолитического периода были обнаружены (правдо, неизмеримо реже) и музыкальные инструменты. Можно считать строго доказанным, что произведения искусства люди создавали не для того чтобы радоваться своему творчеству, а преследуя жизненно-важные цели, главным образом успешную охоту.

Целесообразная деятельность непременно включает в себя три рода отношений человека к окружающим его предметам. Первый, при котором предмет имеет значение как цель, второй – как средство и третий – как препятствие. Очевидно, что всякий, стремящийся к цели, желает, чтобы предмет, избранный как цель, имел не только материальное бытие, но имел также как можно более мощное отражение этого бытия в его сознании. В своих рисунках сделанных по памяти, уже ранний неоантроп как бы овладевал своим прошлым в инструментах, которые он изготавливал для выработки других инструментов, которые в сою очередь предназначались для выработки орудий, человек делался хозяином ближайшего будущего. В своих составных орудиях, в изготовлении жилищ, во всех более сложных конструкциях, которые он создавал в отличие от палеоантопа, он охватывал связь между частью и целым.

«Палеолит – древнейшая эпоха камня в истории человечества – подарил миру расцвет сразу же с появлением современного человека: с ним, первобытным человеком разумным, пришло на нашу планету искусство, появилась новая форма живых существ – прирученных и одомашненных животных, сам вид и назначение каменных орудий сделались разнообразны чрезвычайно». /1/.

Необходимо также отметить, что именно эпоха палеолита связана с началом использования огня. Раскопки синантропов доставили бесспорное доказательство, использования синантропами огня – слой золы в пещере достигает нескольких метров. Конечно, добывание огня еще не было доступным, однако факт отсутствия страха перед огнем (что есть у животных) и умение поддерживать его годами, говорит об эволюционном скачке. Также необходимо рассмотреть археологический материал, связанный с фактом захоронений. Существуют разные точки зрения на причины появления на определенном этапе эволюции захоронений: это и страх перед мертвыми, и почитание предков и т.д… Здесь же можно предположить, что это связано с зачатками религии, а, следовательно, и формирование мифологического мышления, где необходимо проявляется связь прошлого, настоящего и будущего (установление причинно-следственных связей, хотя и несколько специфических). Первые костные останки, дошедшие до нас в не потревоженном состоянии, датируются ашельским и мустьерским временем и принадлежат неандертальцам. Изучение таких находок позволяет с уверенностью говорить о том, что это были преднамеренные захоронения. Уже давно обратил на себя внимание тот факт, что костяки захороненных, как правило, ориентированны по линии восток – запад, т.е. их положение увязано (как-то) с движением солнца. А.П.Окладников, раскопавший остатки мальчика – неандертальца, выдвинул предположение, что здесь мы уже имеем дело с зачатками солнечного культа. Многие ученые считают, что в поздних неандертальских захоронениях отразилось зарождение примитивных религиозных представлений, в частности погребального культа. /39/. Я.Я.Рогинский описывает захоронение молодого мужчины под грудой васильков. Что это кроме любви к нему? Возможно зарождение мифологических представлений.

К. Бюлер пишет: «Я убежден, что история первобытного человечества есть не что иное, как история духовного развития наших детей»./9/. Это не верно, но содержит момент наивного историзма.

Рассмотренные материалы исследований по антропогенезу человека, позволяют нам сделать предположение о том, что развитие феномена предусмотрительности прошло долгий и сложный путь, как и развитие самого человечества. Так же можно сделать вывод, что становление предусмотрительного поведения происходит в трудовой деятельности. Как отмечает А.Н. Леонтьев: «только человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить в подлинное мышление». /31/. Следовательно, и предусмотрительное поведение, в той форме какое оно имеется у человека на данный момент, – это долгий путь его становления в процессе трудовой орудийной деятельности в истории человечества. Приведенные в данной работе материалы говорят об усложнении орудий и способов их производства с течением времени. И в связи с тем, что происходит усовершенствование орудий, можно предположить, что орудие производится сначала в образном плане, где оно принимает форму в соответствии с потребностями тех, кто его будет использовать и уже после реализуется в материальном плане, т.е. человек производящий орудия учитывает не только прошлое и настоящее, но и будущее. Трудно предположить, что отсутствует предусмотрительное поведение там, где учитываются причинно-следственные связи, связи прошлого, настоящего и будущего.

Но наряду с этим нельзя обойти проблему мышления, неверно трактующего связи следствий с причинами, то есть мышления мифологического /30/.

Так же как и в предыдущем параграфе мы можем выделить уровни предусмотрительности.

Уровень наглядно-действенного мышления. На ранних ступенях антропогенетического развития характерно наглядно-действенного мышление, то есть неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями.

Уровень наглядно-образного мышления. Возможность оперировать перцептивными образами, без участия практических действий (например, оперирование образами идеального орудия и того, которое есть на данный момент).

Уровень причинно-следственного мышления. Учет причинно-следственных связей, учет прошлого настоящего и будущего, можно наблюдать на примерах изготовления орудий (усложнение спсобов) и их усовершенствовании (усложнение самих орудий).


1.3 Формирование и развитие феномена предусмотрительности в онтогенезе человека.

«Когда человек решает мыслительную задачу, он тем самым хотя бы в минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение, которое в начале является (почти) совсем неизвестным». /8/. Без планирования, предвосхищения своих поступков жизнь индивида как бы исключается из социума. Социум с необходимостью ставит перед человеком условие учета жизни окружающих, так как он (индивид) является членом этого сообщества. А учет жизни окружающих предполагает планирование своих действий, предвосхищение возможных последствий совершаемых поступков, как для себя, так и для других, т.е. учет причинно-следственных связей и обязательная ориентация на будущее. Как отмечает А.З. Гафаров: «необходимым моментом всякой целенаправленной деятельности человека является «взгляд в будущее», без которого не возможно ее планирование»./18/. Т. е. психическая регуляция любого целенаправленного действия определяется не только текущей информацией о состоянии предмета, на которые направлены эти действия, и окружающих условий, но и тем, как человек предвидит их изменения. Конечно, наиболее серьезно эта тема разработана в инженерной психологии, где работа оператора предполагает необходимость учета всех возможных последствий работы различных систем и соответствующих им действий самого оператора. Определенно можно сказать, что речь здесь идет о предусмотрительном поведении. Однако инженерная психология описывает только узкий круг ситуаций, в которых необходимо предусмотрительное поведение, но этими ситуациями не ограничивается жизнь человека, часто и в быту от человека требуется планирование, учет не только прошлого, но будущего. Наиболее распространенный термин, используемый для характеристики предусмотрительного поведения, или процесса предвосхищения – это термин «антиципация». ««Антиципация» (от латинского anticipatio – предвосхищение) – способность системы в той или иной степени предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия А.: 1) способность человека предвидеть себе возможный результат действия до его осуществления (В.Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления». /43/.

Сам термин «антиципация» был введен В. Вундтом. Б.Ф. Ломов и Е.Н.Сурков в своей книге «Антиципация в структуре деятельности» определяют антиципацию как «способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий (имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека)». /34/.