Смекни!
smekni.com

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возратса средствами арт-терапии (стр. 1 из 10)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет» (ГОУ ОмГПУ)

факультет психологии и педагогики

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Выполнил:

студент 4 курса специальности

031000 - Педагогика и психология

очно-заочной формы обучения

группы № 12 Неупокоева Т.В.

Проверил:

К.псих.н., доцент кафедры

педагогики и психологии

Шабышева Ю.В.

Омск-2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6

1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6

1.2. Психологическая сущность творческих способностей ..............................12

1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19

1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26

1.5. Выводы по первой главе................................................................................33

ГЛАВА II.Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35

2.1. Организация и методы исследования...........................................................35

2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38

2.3. Выводы по второй главе................................................................................51

ВЫВОДЫ...............................................................................................................51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................57

ВВЕДЕНИЕ

Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

В трудах отечественных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Анализу психолого-педагогической литературы по изучению творческих способностей младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.

Исследователи подчеркивают возможность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях развития креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения – арт-терапия. Данный метод способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объектом исследования выступаюттворческие способности младших школьников.

Предметом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников.

Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, уровень творческих способностей младших школьников повысится.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.

2. Раскрыть психологическую сущность творческих способностей.

3. Рассмотреть арт-терапию как средство развития творческих способностей.

4. Проанализировать особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

5. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте

6. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование, наблюдение, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость. Нами была разработана программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников. Также предложить рекомендации и развивающую программу. Все это можно будет использовать в педагогической и психологической деятельности.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса МОУ “лицей № 29” г. Омска.

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии

Творчество – одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, культурологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом уровнях.

Значительный вклад в развитие проблемы творчества внесли как отечественные (Богоявленская Д.Б., Гнатко Н.В., Дружинин В.Н, Дунчев В.Н., Ермолаева-Томина Л.Б., Козленко В.Н., Морозов А.В., Пономарев Я.А., Чернилевский Д.В., Рубинштейн С.Л., Яковлева Е.Л. и др.), так и зарубежные исследователи (Де Боно, Гилфорд Дж., Маслоу А., Медник С., Мэй Р., Ротенберг А., Рорбах М., Танненбаум А., Торренс Е. П., Раштон Ф., Рензулли Дж., Роджерс К., Роджерс Н., Стернберг Р., Фельдхъюзен Дж., Хеллер К. и др.) [25].

Проблема творчества первоначально получила широкое распространение в зарубежной психологии. Здесь эта проблема особенно широко рассматривалась представителями когнитивного направления.

Фактически к первым исследованиям можно отнести уже работы Ф. Гальтона, занимавшегося изучением интеллектуальной одаренности (творчество здесь выступает в качестве интеллектуальной одаренности). Интеллектуальная одаренность при этом оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта [34].

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа видят в специфической мотивации.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. 3. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социально приемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер рассматривал творчество как способ компенсации “комплекса неполноценности”. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за Адлером А.) считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Оллпорт Г. и Маслоу А.) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по А. Маслоу, это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей [16].

Систематическое изучение творчества в зарубежной психологии начинается в начале 50-х годов и связано с именем Дж. Гилфорда, предложившего психологам сосредоточить свое внимание на изучении способности к творчеству. Своей концепцией, основой которой является кубообразная модель структуры интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентной и дивергентной [34].

Конвергентное мышление (схождение) актуализируется только в том случае, когда человеку, решающему задачу, нужно найти единственно верное решение. Дивергентное мышление определяется как “тип мышления, идущего в различных направлениях”. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Дивергентное мышление послужило определением творческого мышления в рамках данного направления[34].

Направление исследований, начатое Дж. Гилфордом, наиболее последовательно было продолжено Е.П. Торренсом. В основе цикла работ, проведенных Е.П. Торренсом, лежит предположение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации – от обнаружения проблемы до сообщения о ее решении, – имеют прямое отношение к творчеству. Само это определение свидетельствует о том, что Е.П. Торренс включает в число проявлений творчества не только специфические для него феномены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, которые непосредственно связаны с общим интеллектом (например, проверку гипотез). Значительные пересечения интеллекта и творчества обнаруживались и при экспериментальном исследовании характеристик творчества, выделенных Е. П. Торренсом, – беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.