Смекни!
smekni.com

Теория нарциссизма в работах З. Фрейда и Х. Кохута (стр. 7 из 11)

Кохут также говорит о том, что у взрослых, относительно здоровых людей грандиозное Я может актуализироваться во время какого-то переживания слияния в больших группах, и оформляться в виде каких-то бредовых, коллективных структурах (например, расовые предрассудки и гордость): все хорошее внутри группы, я часть группы, эта группа совершенна, а все плохое во мне. Состояние отношения с Я-объектом у взрослых людей актуализируется, например, в религиозном опыте, когда искренне верующий человек общается с богом, он переживает бога как идеализированный Я-объект. Он подчеркивает, что очень трудно вербализовать эти младенческие переживания, хотя они всем знакомы в определенных сновидных состояниях они могут актуализироваться.

Кохут выделил изначально два вида нарциссического переноса (идеализирующий перенос и зеркальный перенос) и, исследуя эти переносы он пришел к предположению, что существует как минимум две базовые нарциссические потребности (более в поздних работах он стал выделять еще третью потребность быть похожим на других или близнецовость, а в ранних работах эта потребность была частью зеркального переноса). Первая потребность-это потребность в идеализации.

Идеализация является одним из двух главных путей в развитии нарциссизма. Идеализация оказывает очень важное влияние на формирование двух базовых структур личности: это нейтрализующая базовая структура (Эго-функция нейтрализации, действие инстинктов) и идеализированное Супер-Эго, которая заряжена нарциссическим либидо.

Как писал Кохут в вышеуказанной работе: «Терапевтическая активация всемогущего объекта (идеализированного родительского имаго), которую мы будем называть идеализирующим переносом, представляет собой возрождение в процессе психоанализа одного из двух аспектов ранней стадии психического развития. Речь идет о состоянии, в котором психика, подвергшись нарушению психологического равновесия первичного нарциссизма, спасает часть утраченного переживания глобального нарциссического совершенства путем приписывания его архаичному, рудиментарному (переходному) объекту самости - идеализированному родительскому имаго. Поскольку все блаженство и сила находятся теперь в идеализированном объекте, ребенок, оказываясь разделенным с ним, чувствует себя опустошенным и беспомощным, а потому пытается сохранить с ним неразрывное единство». [6, 55].

Так, каждый ребенок нуждается в идеальном образе своего родителя, каждый ребенок верит, что мама и папа обладают всеми качествами совершенства и они способны избавить ребенка от всех неприятностей. Но когда наступает время, когда ребенок в силу естественного роста, накопления жизненного опыта, психического и физического взросления начинает узнавать реальные качества объекта и это узнавание всегда разочаровывает. Кохут считал, чтобы это разочарование должно происходить постепенно, чтобы родители эмпатически помогли ребенку справиться с этим разочарованием. Если это удается, постепенно часть либидо изымается из этого идеализированного Я-объекта и нейтрализуется, становиться частью внутренней психической структуры, поддерживающей ее. Таком образом, когда это происходит постепенно, у ребенка формируется достаточно сильное Эго, которое способно нейтрализовывать действия инстинктов и способно справляться в первую очередь с тревогой, и формирует, таким образом, адекватную самооценку, адекватное представление о самом себе и самоуважение. Пока возможность для идеализации остается открытой, она поддается коррекции. Когда же разочарование происходит резко и сразу, у ребенка формируется слабое Эго и соответственно пониженная самооценка. Наиболее массивное разочарование, как считал Кохут, происходит в Эдипов период, это разочарование в однополом родителе, который воспринимается как враг, соперник, угрожающий телесной целостности ребенка.

Этот процесс изъятия нарциссического либидо из Я-объектов, катексис его в Я-структуры Кохут назвал процессом преобразующей интернализации. Как написал Кохут в своей работе «Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности»: «Последующая фиксация на бессознательной или, как это часто бывает, на отщепленной или отвергнутой (см. Freud, 1925; Jacobson, 1957; Basch, 1968) фантазии о всемогущей идеализированной родительской фигуре препятствует постепенной — или отвечающей фазе развития — преобразующей интернализации соответствующей нарциссической конфигурации». [6, 101]. Реальные объекты должны давать эмпатический отклик. Я-объект – это ожидаемая реакция, которую получает ребенок от объекта, это функция, все эмоциональные отклики всеми. Кохут считал, что нарушения в области Я чаще всего затрагивают какой-то один из секторов.

Кохут считал, что в целом все нарушения во взаимотношениях с идеализированным объектом приводят к определенным последствиям, которые

можно классифицировать, подразделив их на три группы в соответствии с фазами развития:

1. Так, самые ранние нарушения отношений с идеализированным объектом приводят к общей слабости структуры. Это нарушения по сути функционирования Эго, нарушения в стимульном барьере, когда сложно перерабатывать стимулы, очень низкая толерантность к фрустрации. Это существенно ограничивает способность психики поддерживать базисный нарциссический гомеостаз личности. В результате человек тяжело страдает от диффузной нарциссической уязвимости, психозом. При этом, очень незначительные для здорового человека стимулы, эмоции, которые происходят изнутри и извне при взаимоотношениях людей могут приводить к сильной тревоги дезинтеграции и запускает в действие очень мощный психотический механизм.

2. Более поздние — но пока еще доэдиповы (преэдипы) — травматические нарушения отношений с идеализированным объектом могут препятствовать формированию базисной структуры психического аппарата, связанной с контролированием и нейтрализацией влечений. Таким образом, он говорит о пограничном состоянии, пограничной личностной организации, где идет очень слабый контроль над аффектами, импульсами и очень большая уязвимость к депрессиям.

3. Третья группа нарушений – когда развитие нарушения относится к эдипову периоду, когда нарциссические нарушения будут структурированы и локализованы в большей части вокруг вопросов половой дифференциации, гентерной идентичности, сексуальной жизни и соперничества. То есть он смотрит на эдиповы проблемы как на проявления нарциссического комплекса, когда ребенок не может почувствовать уважение к себе, к своим запросам и чувствует себя исключенным из этой взрослой жизни. Быть ребенком значит для него очень унизительно и он начинает бороться с этим. При этом идеализация Супер-Эго будет неполной, к результате чего человек всегда будет находиться в поиске внешних идеальных фигур, будет искать во вне идеализированные Я-объекты, искать в другом собственные отторгнутые нарциссичесике потребности, надеясь получить от них поддержку и руководство, ожидать их удовлетворения, которые не может обеспечить его недостаточно идеализированное Супер-Эго.

Итак, в терапии, как считал Кохут, необходимо активировать идеализированный перенос, дать возможность ему развернуться и раскрыться. Кохут считал, что интерпретировать лежащие за ним аффекты невозможно и бесполезно, так как это живой процесс, которому надо проявиться и необходимо такие создать условия, чтобы дать возможность идеализированному переносу развиться, произрасти, а уже потом предоставить не интерпретации, а некие объяснения пациенту.

Кохут в своей работе пишет: «Идеализирующий перенос…. приводит к терапевтическому оживлению той фазы развития, в которой ребенок пытается сохранить первичный нарциссизм, передавая его нарциссически воспринимаемому всемогущему и совершенному объекту самости». А далее про зеркальный перенос грандиозного Я: Аналогично целостному терапевтическому оживлению идеализированного объекта самости при идеализирующем переносе грандиозная самость реактивируется в состоянии, напоминающем перенос, для обозначения которого, несмотря на то, что оно не является достаточно емким, обычно будет использоваться термин зеркальный перенос. Таким образом, зеркальный перенос и предшествующие ему формы приводят к терапевтическому оживлению той фазы развития (в принципе соответствующей состоянию, которое Фрейд называл «ректифицированным удовольствием Эго»), в которой ребенок пытается сохранить изначально всеобъемлющий нарциссизм, фокусируя совершенство и силу на своем «я» — называемом здесь грандиозной самостью — и с презрением отворачиваясь от внешнего мира, которому приписывается все несовершенство» [6, 123].

Таким образом, идеализированный Я-объект для нарциссического грандиозного Я ребенка-это объект, который адекватно отражает грандиозное Я, адекватно реагирует на нарциссические потребности, он видит нарциссические потребности ребенка и готов иметь с ними дело, то есть это и есть отзеркаливающий отклик. Этот отзеркаливающий отклик он как-бы пристваивается этой структурой грандиозного Я и у ребенка возникает иллюзия собственного совершенства, обожания, всемогущества и ребенок в нормальных условиях чувствует себя очень важным человеком, центром вселенной, семьи, «солнцем», вокруг которого крутиться весь мир. В процессе естественного роста ребенок начинает опознавать не только реальные качества реальных объектов, но и понимает, что реальные объекты это не Я-объекты, а иные существа, их невозможно контролировать, невозможно подчинить себе, позднее он начинает понимать, что есть отношения взрослых людей: мамы и папы, из которых он исключен. Все это оказывает сильное воздействие на нарциссизм ребенка, но главное, чтобы это произошло не сразу, а произошло постепенное узнавание себя, своего реального места в отношениях, своего реального пола и места в семейном треугольнике. Если же грандиозное Я очень быстро подвергается разрушению, быстро ребенок осознает, что он беспомощное существо, не может влиять на состояние своей матери или на гнев отца, то эта потребность в ощущении себя грандиозным, всемогущим как-бы отщепляется и остается неудовлетворенной, и тогда человек пытается всю свою жизнь выстроить так, чтобы поддерживать состояние грандиозного Я, искать в отношениях с другим, в отношениях с самим собой способы достигнуть переживания этой иллюзии собственной грандиозности. При этом Кохут не случайно при описании понятия биполярного Я, ввел способности и таланты, хороший ресурс, которые помогают регулировать самооценку и как-то приводить к равновесию нарциссическому баланс. Однако, состояние грандиозности для таких пациентов сопряжено с состоянием стыда и данная эмоция будет разрушать этот нарциссический баланс.