Смекни!
smekni.com

Упаковка товара (стр. 2 из 2)

Особое внимание уделяется экологичности упаковки. В Европе сформирована законодательная база, существуют экологические организации "зеленых", ведется постоянный экологический мониторинг, проводятся различные программы и проекты, направленные на защиту окружающей среды, которые финансируются из государственных бюджетов и поддерживаются бизнесом, общественными организациями и простыми гражданами. В России же экологическое законодательство находится в стадии формирования, а уровень экологического сознания граждан остается невысоким. Процесс утилизации твердых бытовых отходов и проблема строительства мусоросортировочных станций остаются достаточно острыми. Для российских граждан экологичность упаковки не является важным фактором, который определяет выбор товара.

Ключевое отличие Западной Европы от России в том, что основная группа потребителей это пожилые люди с немалыми средствами, т.е. это самая взыскательная часть населения.

Так, для европейца очень важны удобство, функциональность, читаемость и экологичность упаковки. В отличие от России в Западной Европе упаковку разрабатывают основываясь на принципах рационального, а не эмоционального воздействия, поэтому даже на создание креативной упаковки европейцы смотрят по-другому.

Можем ли мы заимствовать европейский опыт работы с упаковкой или нет? Естественно, можем, но не во всех аспектах. Заимствование наиболее актуально в области выбора применяемых материалов упаковки, идей оформления.

Конечно, необходимо использовать накопленный в цивилизованном мире опыт, но максимально учитывая особенности собственного менталитета и потребления. Эксперты рынка говорят, что в России стали делать первые шаги в области разработки собственной упаковки.

В условиях кризиса

Сегодня, в условиях кризиса как никогда остро стоит проблема упаковывания продуктов.

Мировые производители признают неоспоримую роль упаковки в продвижении продукта. Так, пресс-секретарь российского представительства компании Coca-Cola Владимир Кравцов говорит, что компания инвестирует значительные суммы в разработку новых видов тары, модернизацию и усовершенствование существующей, поскольку тара является одним из отличительных признаков бренда и напрямую влияет на его конкурентное преимущество. "Результатом такой работы в последние годы является то, что все напитки компании имеют свою уникальную упаковку, будь то Coca-Cola, Sprite, Fanta или BonAqua. Это относится как к ПЭТ-упаковке, так и к стеклянной таре. Ежегодно с появлением новых технологий и производственных возможностей в упаковку напитков вносятся изменения. Причем они, может быть, не всегда заметны глазу простого покупателя. Например, в 2008 г. на рынок была выведена питьевая вода под торговой маркой BonAqua Viva. Ее бутылка имеет уникальную форму, удобно ложится в руку. Специальная "спортивная" крышка позволяет легко пользоваться данной бутылкой во время физических упражнений, на ходу, в транспорте и т.д. Также в 2008 г. были выпущены напитки Coca-Cola, Fanta, Sprite в алюминиевых баночках емкостью 0,237 мл".

Упаковка - один из самых дешевых видов рекламы. Это объясняется тем, что занимаемая товаром площадь на прилавке и расходы на производство упаковки гораздо ниже стандартных каналов коммуникации, поэтому стрейч-пленка, скотч, полиэтиленовые пакеты, ценники и пр. все чаще сегодня используются практичными игроками рынка в роли рекламных носителей.

Этот вид коммуникации с потребителем отличает доступность и наиболее высокая результативность. Такая реклама всегда находится именно в нужном месте и в нужное время - когда покупатель приходит в магазин с целью приобретения необходимого товара. Сила и диапазон воздействия такой рекламы на покупателя гораздо шире.

Создание успешной упаковки на рынке обеспечивает слаженная работа маркетолога, технолога и дизайнера. В России большое внимание уделяется эмоциональной составляющей упаковки.

Для новых игроков рынка и небольших производителей с опытом самое главное - привлечь внимание (и интерес) потребителей к своей продукции при весьма ограниченных рекламных бюджетах. Этого можно достигнуть использованием оригинальных дизайнерских решений.

Образ крупного производителя, хорошо зарекомендовавшего себя в глазах покупателя, формируют убедительность и характер обращения к истории и традиционализму в образе марки.

Общие рекомендации

При выборе концепции дизайна упаковки (эпоха, стиль, материал, шрифты) необходимо ответить на вопрос: чего покупатели ждут и хотят от известного производителя? Кроме того, одной из основных задач становится поиск мотива, заставляющего потребителя выбрать тот или иной товар.

Ответ на этот вопрос можно получить с помощью качественных исследований, с применением проективных психологических методик, таких как антропоморфизм, генерированная оценка личности, интуитивные ассоциации, ролевые игры и пр.* Все эти методики применяются в рамках проводимых исследователями фокус-групп.

Результаты качественных исследований помогают производителю грамотно составить бриф для разработчиков упаковки, потому что дают информацию о том, что именно потребитель должен думать, чувствовать и понимать, беря в руки упаковку того или иного товара.

Задачи дизайна должны соотноситься с общей стратегией проектирования упаковки, выбранной для данного продукта.

После того, как стратегия определена, остается уточнить, на чем сделать акцент: вкусе, полезности, цене, уникальности или типичности, новизне или традициях, репутации производителя или популярности продукта, вызове обществу или конформизму, гармоничности или броскости. Обобщенная информация затем передается дизайнерам для создания макета упаковки.

Как показывают результаты многочисленных исследований, человек, прежде всего, реагирует на цвет и форму упаковки. Именно им дизайнеры уделяют пристальное внимание при разработке образа.

Российский рынок предъявляет следующие требования к успешной упаковке:

цельность образа

"честность" упаковки

индивидуальность упаковки

информативность упаковки (выделение главной информации, читаемость основной информации о товаре на упаковке с расстояния)

соответствие принципу концентрации внимания (единство изобразительной и информационной насыщенности лежит в основе успеха упаковки)

возможность внесения изменений в дизайн упаковки.

Сегодня гиперважность упаковки потребительского товара неоспорима. Упаковка признается в качестве одной из ведущих форм коммуникации бренда с потребителем и помогает продавать товар не только в условиях благоприятной экономики, но и при мировом финансовом кризисе. Производитель, используя свои собственные знания и опыт конкурентов, приспосабливаясь к новым желаниям своего потребителя, пытается создать успешную упаковку. У него это может получиться лишь в результате проб и экспериментов. Главное, чтобы отечественный производитель был готов по-новому взглянуть на возможности и необходимость контакта со своей потребительской аудиторией.

* Антропоморфизм (Персонификация марки). Используется для получения портрета типичного потребителя с целью построения рекламной концепции продвижения нового продукта. Суть данного метода состоит в том, что участникам предлагается "оживить" продукт, дают ему человеческое имя, физическое описание, характер, наделяют положительными и отрицательными качествами.

Генерированная оценка личности. Используется для идентификации предложенных названий, вариантов дизайна упаковки с представлениями типичных потребителей об идеальном продукте. Суть метода заключается в том, что проводится психогеометрический тест Деллингера. Респонденту предлагается "почувствовать свою форму" и выбрать ту фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг), о которой можно сказать: "это - Я" (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.

Интуитивные ассоциации (вербальные и невербальные). Их интерпретация используется при изучении восприятия тестируемых продуктов, а затем при создании рекламных концепций, слоганов, плакатов и т.п., являясь их сутью и подтекстом. Таким образом, эти ассоциации выступают базовым материалом при разработке рекламы этих продуктов или услуг.

Ролевые игры. Проводятся для того, чтобы "обыграть" отношения фирменных знаков и рекламы, высветить процесс принятия решений. Здесь могут быть использованы специальные приемы и атрибуты.