Мы считаем, что вся кожа мужчины является генитальным органом. Что касается касания, сближения и т. д., смотрите блестящий перечень в "Интимном поведении" Десмонда Морриса, в котором приводится каталог наших привычек (манер).
Не к чему оплакивать пролитое молоко. НАШ сексуальный репертуар приспособлен для нас, какие мы есть, а не для аборигенов Тробрианского архипелага. МЫ нуждаемся в энергичной половой игре, которая сводится к выполнению различных действий и сношению. В то же время мы можем планировать наше меню так, чтобы научиться использовать остальные возможности. Это включает всю поверхность нашей кожи, наше чувство тождественности, агрессии и т. д. и потребности нашей фантазии. К счастью, половое поведение человека черезвычайно эластично (иначе и быть не может) и прекрасно приспособлено для выражения большинства потребностей, которые общество и воспитание загнали внутрь. Разработка деталей в сексе - то в чем мы особенно нуждаемся (хотя это и не ограничивается только нашим обществом), и она имеет то преимущество, что если мы действительно заставим ее срабатывать, то это сделает нас более, а не менее восприимчивыми друг к другу как людей. Это ответ тем, кто считает, что сознательное усилие, направленное на то, чтобы расширить наш сексуальный диапазон, является "механическим" или суррогатом нашего человеческого отношения друг к другу. Мы можем начать таким образом, но это и замечательный способ познать, что мы есть люди, а возможно и единственный, который наше общество может реально использовать в наше время. Могут быть и другие области, где мы можем учиться полностью выражать самих себя, и делать это взаимно, но их не так уж много.
Таковы наши предпосылки. Допуская эту обратную связь и взаимное исследование, можно видеть два вида половых отношений: дуэт и соло, хороший концерт получается при их чередовании. Дуэт есть совместное усилие, направленное на то, чтобы получить одновременный оргазм, или по крайней мере, по одному оргазму на каждого, и полное, технически не планируемое освобождение. Это на деле требует известного искусства, и может быть выведено из более рассчитанной "любовной игры", пока выполнение правильных действий не станет для обоих полностью автоматическим. Это основная пища половой жизни. Соло, напротив, получается, когда один партнер является играющим, а другой - инструментом; цель играющего - получить результаты на основе опыта наслаждений другого столь интенсивные, неожиданные и вообще необузданные, сколь позволяют его или ее искусство - чтобы доводить обоих до крайних пределов, непрерывно раздвигая их.
Играющий НЕ ДОЛЖЕН терять контроля, хотя он или она и приходят в сильнейшее возбуждение от того, что происходит с партнером. "Инструмент" же ДОЛЖЕН терять контроль - фактически, с отзывчивым инструментом и искусным исполнителем - это концертная ситуация, если она заканчивается неуправляемым ансамблем - так гораздо лучше. Все элементы музыки и танца выходят на сцену - ритм, повышающееся напряжение, поддразнивание, даже настоящая агрессия. "Я похожа на палача,- говорит дама из персидской поэмы, - но там, где он причиняет вам нестерпимую боль, я только заставляю вас умирать от наслаждения". Конечно, в сольных действиях есть элемент агрессии или причинения страданий, поэтому некоторые любовники их избегают, другие же злоупотребляют ими, но никакое совершенное любовное занятие неполно без некоторых пассажей соло.
Древняя идея о том, что женщина пассивна, а мужчина - исполнитель, использовалась для того, чтобы только он мог показывать игру соло на ней, и некоторые брачные руководства увековечивают эту идею. В более свободных сценах она сама является блестящим солистом или возбуждаяя его, чтобы начать вместе, или управляя им, и показывая все свое искусство. Фактически есть только одна действительно немузыкальная ситуация, которая является противоположностью истинного соло, когда один использует другого, чтобы получить удовольствие без всяких попыток взаимности. Конечно, каждый может сказать: "А теперь давай сам",- для быстрого окончания, но не более того.
В древнем мире различная техника соло никогда полностью не умирала как искусство мужчин; в Европе одно время рассчитанное искусство соло допускалось только для проституток (у большинства из которых оно явно отсутствовало из-за отсутствия эмоциональности). Теперь оно начинает возрождаться, начавшись с полусердечного "заласкивания до кульминации", но становясь сегодня вежливым завершением: возможно, что мы скоро будем иметь курсы повышения квалификации.
Это, как нередко случается, может зайти слишком далеко и стать заменой полного и безоглядного сношения - в то время фактически это подготовка, дополнение, увертюра, наведение мостов, завершающая пьеса, антракт. Оргазм, вызванный сольным действием является особенным, - не большим или меньшим для каждого пола, чем при полном дуэте, но другим. Мы слышали от обоих полов определение "острее, но не такой круглый", и большинство людей, которые испытывали оба, предпочитают их чередовать; он также получается другим при самовозбуждении, которым большинство людей также любят иногда заниматься. Попытка определить, чем они различаются, подобна попытке описывать вино. Они, однако же, отличаются, и многое зависит от различия и чередования их.
Приемы соло, конечно нельзя отделять от полового сношения. Помимо того что они приводят к сношению, есть много элементов соло и в самом коитусе - например, когда женщина сидит верхом - в то время как взаимная мастурбация или поцелуи половых органов могут быть вполне законченными дуэтами. Ни к чему также пытаться различать "клиторный" и "влагалищный" оргазмы (это просто грубый анатомический способ пытаться выразить словами истинную разницу), потому что и мужчина чувствует аналогичное различие, и вы можете получить неистовый соло-оргазм от кончиков пальцев, грудей, подошвы ног или мочек ушей у достаточно восприимчивой женщины (у мужчины внегенитально - обычно меньше).
Сношение, которое должно быть взаимным, но дает ей сольное ощущение - вот то, что люди, рассуждающие о "клиторном" оргазме, стараются, как правило, выразить словами. Соло-отклик может быть сильнейшим, как удар тока, в самых спокойнейших людях. В искусных руках человека, который не останавливается при криках об убийстве, но хорошо знает, когда надо прекратить, женщина может получать оргазм за оргазмом, а мужчина может быть удерживаемым на грани кульминации до пределов человеческого терпения.
Наслаждение на высшем уровне НЕ ДОЛЖНО быть специально изменяемо, но оно часто бывает таковым. Фактически, приверженность к какой либо одной сексуальной технике обычно порождает тревоги. В этой книге, например, мы не обращаем особого внимания на такие вещи, как позиции при сношении. Не слишком причудливые позы сейчас знакомы большинству людей по описаниям и рисункам - если не по собственным попыткам - а причудливые, как правило, периодически бывают предметом внимания, но лишь некоторые из них имеют какие-либо преимущества, кроме того, что являются чем-то вроде спорта для зрителей. Более того, техника обычного сношения, которое нуждается в поддержке самонаблюдением, не поддается обработке в описании, кроме как для начинающих студентов. Этим объясняется явный уклон в нашей книге на дополнительные средства ("приправы") - "соусы и пикули". Большинство из них психологически и биологически приспособлены для того, чтобы удовлетворять специфические потребности людей, зачастую доставшиеся нам от "цивилизованного" детства.
Отдельные лица, которые имеют определенный сдвиг в психике и вынуждены ЖИТЬ только на соусах и приправах, к сожалению, упускают самую существенную часть пищи - причуды и крайности в сексе очень похожи на то, чтобы питаться исключительно соусами из хрена вследствие аллергии к мясу; исключение же из пищи хренового соуса, как вызывающего расстройства, не необходимого и незрелого продукта - другой предрассудок, именуемый пуританством. Что касается нашего выбора потребностей и/или проблем, то мы основываемся на том, что уже много лет выслушиваем от людей.
При детальном описании секса довольно трудно не казаться скучным, как бы нескучно не вели мы себя в постели. Фактически, одна из вещей, еще упускаемых "новой сексуальной свободой", есть способность без ложного стыда использовать секс как игру - в этом отношении психоаналитические идеи о зрелости и незрелости почти столь же достойны порицания, как и морализации старого времени о том, что является нормой, и что - извращением. Все мы незрелые, и все мы имеем и тревоги и агрессивность.
Половая игра, как сновидение, является, возможно, запрограммированным в человеке выходом для приемлемого решения этих проблем, точно так же как дети выражают свои страхи и агрессивность в играх. Если они играют в пытки индейцев из ревности к младшему брату или к противоположному полу, мы не называем это садизмом; взрослые же, к сожалению, боятся играть, или переодеваться, или разыгрывать сцены. Это делает их застенчивыми, как будто при этом может быть выпущено на волю что-то ужасное.
Постель являеся тем местом, где можно играть в любые игры, но только на уровне игры; если бы взрослые стали менее застенчивы в отношении таких "невзрослых" потребностей, то мы могли бы иметь меньше глубоко встревоженных и совершающих преступления фетишистов, создающих что-то вроде своего общества, чтобы обделывать свои делишки, не чувствуя себя в изоляции. Мы слышали о "лягушатнике", который заставлял свою жену спать в резиновых простынях, он свихнулся по-настоящему, потому, что одевание в костюм для подводного плавания из причуды смущало его и заставляло чувствовать себя ненормальным.
Если бы мы могли передавать ощущение игры, которое является существенным для полного, предприимчивого и по-здоровому "невзрослого" взгляда на секс между совершающими его людьми, мы могли бы показать: люди, которые разыгрывают игры с бичеваниями и возбуждаются им, никого не беспокоят, при условии, что они не отвращают своего партнера, который может находить сценарий пугающим. Однако, люди, которые захотят дать выход подобным агрессивним наклонностям вне спальни, закончат тем, что попадут тюрьму или психбольницу. Предмет этой книги - удовольствие, а не психиатрия, но мы подозреваем, что эти вещи в чем-то совпадают. Игра - одна из функций сексуальной культуры, игривость есть составная часть любви, которая могла бы стать главным вкладом в человеческое счастье. Отсюда и происходит связь с внегенитальными и "невзрослыми" соусами и пикулями.