Смекни!
smekni.com

Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (стр. 3 из 9)

Во-первых, социология (в данном случае ее конкретные разделы) изучает процессы, происходящие внутри той или иной подсистемы, прежде всего, с точки зрения их связи с функционированием общества как целого. Иначе говоря, происходит отнесение (осмысление) частных социальных явлений к целому обществу. Обращая внимание на эту особенность социологического подхода, выдающийся американский социолог Т.Парсонс отмечал, что социология, в отличие от других социальных наук, «изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции» социальных систем, общества в целом.

Благодаря этому общество, а точнее, акцент на интеграции, присутствует в социологическом анализе, как своеобразный определитель смысла, происходящего в отдельных социальных процессах. Социолога будет непосредственно интересовать, если он бросит взгляд на экономику, не нормы прибыли, а то, какую роль экономика играет в функционировании общества в целом, или какова роль денег в регулировании социальных ценностей, норм, психолог должен сосредоточить свое внимание преимущественно на роли воображения, памяти. Социолог же концентрируется на изучении того, насколько усваиваемые нормы связаны с социальным статусом, социальными ролями, выполняемыми личностью в обществе.

Во-вторых, исследуя конкретную сферу жизни общества, социолог остается социологом, прежде всего потому, что он изучает, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Социальные действия и взаимодействия, социальные институты и общности, социальные регуляторы, ценности, социальные роли и статусы – вот лишь некоторые своеобразные «хрусталики», через фокус которых социолог стремится взглянуть на процессы, происходящие в политике или образовании, в семье и экономике.

В-третьих, социолог все анализирует с точки зрения интересов людей, их потребностей, ожиданий, предпочтений и настроений. Взять, к примеру, проблему легитимности (законности) власти. Для правоведа это проблемы изучения закона, законности в той форме, в которой они возникли исторически (обычное право, феодальное право, конституционное право и т.д.). Он анализирует внутреннюю логику эволюции форм законности, наличие противоречий в законах, их совершенство и т.д. Для социолога же проблема легитимности это, прежде всего проблема признания людьми власти, насколько она выражает интересы людей, какие социальные группы, страты заинтересованы в утверждении этой власти, что способствует и, наоборот, затрудняет признание людьми этой власти. Иначе говоря, изучает ли социолог проблемы политики или образования, демографии или экономики, он на все смотрит сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий, борения идей и судеб. Социология во всех случаях стремится, прежде всего, обнаружить смысл, контекст, пораженный общественной природой существования человека.

Высказанные мысли о свойствах социологического знания позволяют сказать, что положения социологии в системе социальных наук, в какой-то мере аналогично месту физики в системе естественных наук. Думается, отнюдь не случаен тот факт, что О.Конт, выдвигая идеи о новой науке, об обществе, на первых порах использовал термин, введенный еще Т.Гоббсом – «социальная физика».

Итак, подведем итоги нашего анализа того, каковы же особенности и достоинства социологии как науки:

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

· Непосредственно, когда общество изучается как система;

· В том, что в социологии все социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

· В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты, общности («первокирпичики»), независимо от сферы социальной жизни, тем самым, раскрывая человеческий контекст процессов, происходящий в этих сферах. Иначе говоря, из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук. Вместе с тем эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно, благодаря широкому использованию наряду с теоретическими эмпирическими методами конкретносоциологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первооснов.

Социология Эмиля Дюркгейма

Биография

Одним из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания был Эмиль Дюркгейм. Он родился 15 апреля 1858 года в Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку, Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.