Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по предмету социология (стр. 2 из 14)

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы­ступающими уникальными и неповторимыми во времени и простран­стве то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимо­необходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основ­ными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуаль­ных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемствен­ности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества.

Основная форма деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производствен­ном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология — поли­тическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодей­ствие двух наук — социология и полито

4. Предмет и объект социологии. Функции социологииСоциология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук высту­пают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его функциониро­вания и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на опреде­ленную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество пред­ставляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специ­фическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую дея­тельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мысли­телей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а обще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­тает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социаль­ной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

сигналы соц по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти о т народа, нарастании нац. тенденций и т. д.

Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал " Соц иссл ". Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социология как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксистско-ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества) Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социология , 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

В нашей в 1989 г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой

(научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.